(На фото: Проект мечети в Тамбове)
К члену Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте России Максиму Шевченко и в редакцию «Кавказской политики» обратились имам мечети города Тамбова Абдурагим Хаджи Ильясов и представители мусульманской общественности региона. Они заявляют о том, что усилиями мэрии Тамбова исламский храм хотят вытеснить из города. Это подтверждает и глава города Алексей Кондратьев, который без обиняков декларировал, что мечеть Тамбову не нужна.
«Есть этническое большинство в Тамбове и этим нужно руководствоваться, – сказал мэр как-то в кулуарах по поводу жалоб мусульман. – Не надо забывать, что они у нас в гостях, сколько бы здесь не жили.
Хочется спросить их – чего вы себя так агрессивно ведете? Буддисты, кришнаиты, православные чего-нибудь взрывают? Школы захватывают? Меня спрашивают часто – как вы себя будете чувствовать, если они тут начнут творить что-то?
Нам не нужна мечеть раздора. На сегодняшний день мечеть Тамбову не необходима, и мы не будем их строить для каждого гастарбайтера. Мечеть – инструмент политики имама».
Кондратьев сообщил, что в ближайшее время будут приняты меры по закрытию молельного дома мусульманской тамбовской общины, который располагается на улице Рылеева 83.
По его словам, то здание, в котором мусульмане сейчас молятся, будто бы возвели самовольно представители общины, и оно-де не соответствует ни санитарным нормам, ни требованиям безопасности.
Тамбовский мэр пояснил, что после закрытия молельного дома мусульман и вовсе попросят снести строение, которое там возведено якобы незаконно. Формально срок аренды участка давно закончился, продлевать его городские власти не намерены.
Участок на улице Рылеева был выделен под строительство культового сооружения в 2003 году. Тамбовские мусульмане, по мнению мэра, проект строительства так и не разработали. В 2008 году администрация Тамбова отдала участок на безвозмездное пользование сроком на три года. Но проекта так и не появилось.
То есть получается, мусульмане сами виноваты, что не соорудили полноценную мечеть с куполами и минаретами, а ограничились молельным домом, вмещавшим до недавнего времени всех верующих.
Однако в России известны случаи (например, в Пятигорске), когда власти не останавливались и перед сносом уже воздвигнутой, действующей мечети под видом, что все не так оформлено или не так построили и т. д.
В марте текущего года в Тамбове состоялись общественные слушания, на которых принималось решение о строительстве на Рылеева, 83 мусульманского храма, однако позже обнаружились некие «технические причины», которые сделали строительство культового сооружения невозможным.
Тамбовским мусульманам предложили участок под мечеть на западе города, между улицами Бастионной и Киквидзе. Однако представители общины от этого предложения отказались. Городские власти больше никакой альтернативы предлагать не собираются.
По утверждению главы мусульманской общины Тамбова имама Абдурагим Хаджи Ильясова, заявления мэра Кондратьева, мягко говоря, далеки от истины, а «технической причиной» того, что мечеть хотят выдавить, является необходимость устроить на её месте парковку для крупного торгового центра, вероятно, приносящего немалую прибыль.
«Действительно, в 2003 году администрация Тамбова выделила местной религиозной организации мусульман города земельный участок для строительства мечети.
Тогда этот надел располагался на окраине города и был мало интересен в коммерческом отношении, – рассказал в беседе с «Кавказской политикой» Абдурагим Хаджи Ильясов. – Далее была оформлена разрешительная документация на подвод основных коммуникаций.
В 2007-08 годах проект строительства мечети был утвержден и согласован на градостроительном совете.
Однако, в связи с отсутствием материальных средств и финансовых возможностей, строительство не было начато, но за мусульманской организацией сохранили участок.
На фото: имам Абдурагим Ильясов
За это время мусульманам города удалось возвести только временное сооружение, которое сегодня выполняет функции мечети, где проходит религиозные обряды, как и во всех религиозных организациях.
Так как земля была на договоре аренды, а срок договора заканчивался, мы заранее до окончания срока предоставили заявление о продлении договора аренды на земельный участок. Но под надуманными предлогами нам его отказались продлевать.
Почему все это время нам не продлевали договор аренды, нам стало ясно тогда, когда Алексей Власкин, депутат Тамбовской городской Думы, своими действиями стал настраивать русское население города против мечети.
На поводу таких настроений пошел и мэр города Кондратьев».
Тамбовские мусульмане не исключают, что заинтересованность в выселении мечети идет от застройщиков крупного торгового центра «Европа», который возведен по соседству с будущей мечетью.
Мусульманский храм изначально был включен в проект ТЦ (это можно было увидеть в первоначальном варианте проекта), но позднее появился другой проект уже без мечети.
«Когда мы пришли на участок в 2003 году, здесь была мусорная свалка да заброшенные, недостроенные здания рядом, которые строили для онкологического центра.
Мы облагородили это место. Убрали мусор. Но это место выкупили в прошлом году под ТЦ «Европа». Они построили там гипермаркет и с того момента и начался этот сыр-бор, – отметил имам. - Мы более 10 лет назад первым делом поставили молельный дом, который выполняет все функции мечети.
Сегодня все знают его как мечеть. В нем мы проводим ежедневные пятикратные намазы, пятничные намазы, Ураза-байрам и Курбан- байрам. Все религиозные обряды, положенные по исламу.
А теперь нам говорят, что это не мечеть у вас, а незаконное сооружение. Между тем на карте города оно указано, как мечеть.
Да, конечно, здание молельни, по идее, второстепенное. Там должно было бы располагаться что-то типа магазина халяльной продукции. Но сейчас оно выполняет функцию мечети.
К тому же, на его благоустройство потрачено немало средств. Выглядит сооружение хорошо: облицовано дорогим кирпичом, в нем пластиковые окна, все тут очень красиво сделано».
В кампании по противодействию воздвижению мусульманского храма оппоненты использовали разглагольствования о том, что последователи ислама якобы чужие на Тамбовщине, «понаехавшие».
«Неужели мусульмане России в России не у себя дома? Они же полноценные граждане этой страны. Так почему власти допускают ущемление их прав на свободу вероисповедания?
Более того, тем, кто хочет разжечь смуту и вражду среди братских народов, которые веками мирно и дружно живут, стоит напомнить, что в Тамбове и в Тамбовкой области проживают более 52 тысяч мусульман, и мусульмане исконно проживали в регионе.
Так, в области как минимум существует два татарских селения – Татарщина и Янгуразово. Существуют столетиями, и ислам там исповедовался даже в годы официального доминирования атеизма.
Сам я уроженец Дагестана, но многие годы живу в Тамбове, моя жена местная русская мусульманка.
Среди прихожан мечети большинство это местные жители: татары, русские, дагестанцы, чеченцы. Хотя и вправду есть приезжие. Так, в городе временно проживают и трудовые мигранты из Центральной Азии (кстати, тоже бывшие соотечественники) и 200-300 студентов из арабских стран — Сирии, Йемена, Марокко и других.
Но разве они не имеют право удовлетворять свои духовные потребности? Неужели мы, представители одной из мировых религий, не имеем право иметь свой единственный в городе храм? Подобные провокации и шантаж являются оскорблением чувств верующих и совершенно недопустимы», – сетует Ильясов.
В свою очередь, заместитель губернатора Тамбовской области Сергей Чеботарев считает, что тема вокруг места под мечеть всего лишь дело личных амбиций имама.
«Потому что ему предлагали массу вариантов для мечети, куда можно уйти. Причем предлагали помощь в строительстве», – утверждает он в разговоре с «Кавказской политикой».
Между тем на вопрос, что случилось за 11 лет (период предоставления участка под мечеть) такого, что срочно понадобилось поменять место расположения будущего мусульманского храма, Чеботарев сообщил, что город за это время вырос, и сейчас уже другие реалии, совершенно другие постройки вокруг, архитектура и так далее. И поэтому проект мечети «сложно будет реализовать».
«Когда мусульманской общине предоставляли тот участок, там была свободная площадка, потом там, понимаете, вырос город, торговый центр, там все теперь сдавлено, зажато.
Ну и городские власти решили, что там нереально уже построить мечеть и предложили другое место. Но я могу деталей и не знать», – констатировал заместитель губернатора Тамбовской области.
Между прочим, зажатость в рамках жилых кварталов не мешает строительству православных церквей внутри них. Это рассматривается как само собой разумеющееся.
Разобраться с ситуацией вокруг молельнего места для мусульман старался и заместитель руководителя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМРФ, до недавнего времени ДУМ Европейской России) Дамир Мухитдинов, в чью структуру входит религиозная организация мусльман Тамбова.
Религиозный деятель скептически относится к заверениям властей о возможной финансовой поддержке будущего строительства мечети в Тамбове.
«Мусульмане же понимают, что нынче верить никому нельзя. И если они уйдут, сложив руки, то потеряют абсолютно всё: единственный мусульманский храм в городе будет отсутствовать», – полагает он.
По мнению заместителя муфтия ДУМ РФ, юридического повода для судебного иска против тех, кто желает выселить мечеть, увы, не имеется.
Мусульмане с одной стороны сами допустили ряд промахов: в течение 10 лет не смогли возвести полноценную мечеть и юридически грамотно оформить её существование.
Наряду с этим, Мухитдинов подчеркивает, прежде всего, коммерческую подоплеку вытеснения мусульман из Тамбова.
«В свое время выделили неплохой участок земли, тогда еще на окраине Тамбова. В связи с тем, что город разросся, участок стал более чем ликвидный. Рядом уже построили огромный торговый центр.
Естественно, под него понадобилась парковка. Видимо, из-за этого мэр и начал говорить, что якобы мечеть «пугает местных жителей».
10 лет мусульмане ходили мирно молились и никого не пугали, а теперь, мол, после того, как стоянка для автотранспорта потребовалась, их стали бояться.
Та земля, что на сегодня предлагают мусульманам, конечно же, неликвидна. Там невозможно строить, и коммуникаций никаких нет. Там болото, туда даже на гусеничном тракторе не доберешься.
10 лет мусульмане были на отшибе, и городские власти не особо стремились помочь им. И то, что дадут какие-то «откупные», финансово помогут на другом участке — верится в это с трудом», – говорит заммуфтия.
По его словам, проблему с мечетью можно было бы решить, если бы власть проявила свою добрую волю. В конце концов, никакой беды от мечети не может быть.
Но пока шагов к реальной финансовой и иной поддержке мусульманской общины со стороны государственных структур Тамбова незаметно.