Несколько месяцев назад немногие американцы и даже европейцы знали о существовании секты езидов на северо-западе Ирака. Даже на самом Ближнем Востоке езиды и их образ жизни являются загадкой, скрытой завесой тайны и стереотипов. Но вдруг езиды неожиданно становятся козырной картой в руках США для очередной военной операции в Ираке.
Никого не удивил тот факт, что малочисленное иракское меньшинство стало объектом для нападения фанатичных боевиков «Исламского государства», которые, по сообщениям, вытворяли немыслимые преступления против езидов – увозили их в Дохук, Ирбил и другие регионы на севере Ирака. По данным ООН и других организаций, 40 000 езидов оказались в осаде на горе Синджар в ожидании неизбежного «геноцида», от которого их могли спасти, якобы, только США и другие державы.
Остаток истории был высосан из пальца в том же духе. Логика интервенции США аналогична той, которая имела место в Ливии 3 года назад. В начале 2011 года неизбежный «геноцид», будто бы ожидавший и город Бенгази на востоке Ливии в руках Муаммара Каддафи, стал поводом для мобилизации западных держав на войну, которая привела к произволу, убийствам и разрухе в Ливии.
С момента вторжения НАТО в Ливию, в ходе которого были убиты и ранены десятки тысяч людей, страна стала жертвой междоусобной борьбы многочисленных вооруженных группировок, имеющих финансовую и политическую поддержку различных региональных и международных сил. Ливией ныне управляют 2 правительства, 2 парламента и тысячи боевиков.
Когда специализированные формирования США прибыли на вершину горы Синджар, они увидели, что езидов либо уже спасли курдские военные, либо они уже поселились и стали жить здесь. Они обнаружили на горе менее 5000 езидов, из них беженцами оказалась только половина. Это открытие не особенно освещалось в СМИ, которые использовали первоначальное утверждение для создания ажиотажа вокруг вторжения Запада в Ирак.
Нам всем известно, к чему привело первое вторжение. Не то чтобы я поддерживал зверскую тактику ИГ в Ираке, но истинный геноцид в Ираке происходит уже 2 десятилетия - с 1990-91 гг. Сначала американская война, 10-летнее эмбарго и с 2003 года катастрофическая разрушительная война. Ни одна крупная газета ни разу не назвала действия США по убийству миллионов иракцев «геноцидом».
На самом деле, кампания ИГ является частью суннитского восстания в Ираке, начавшегося в ответ на американскую войну и угнетение народа шиитским правительством на протяжении долгих лет.
Не стоит и говорить о том, что американским власть предержащим нет дела до езидов, ведь они не приносят никакой пользы интересам США. Однако опыт в очередной раз показал, что такие группы становятся востребованными и актуальными именно в таких специально придуманных историях, в конкретный момент времени, когда их можно эксплуатировать ради политических и стратегических целей.
Не были ли расправы в Алеппо настоящим геноцидом? А осада Ярмука? Стерты с лица земли целые деревни, обезглавлены и расчленены люди не той секты или религии? Даже если и так, это был не тот геноцид, который требовал действий во главе с западными державами.
В недавние дни стало ясно, что США вновь занялись своими играми в интервенции. В своей речи накануне 13-й годовщины терактов 11 сентября Обама объявил войну ИГ. Соединенным Штатам так и не удалось уничтожить Аль-Каиду, но удалось поспособствовать появлению ИГ.
Американский опыт в Ираке показал, что действия США приведут лишь к усугублению и без того тяжкой ситуации, вызовут появление еще большего количества разрозненных группировок, станут причиной для политического отчаяния и эскалации насилия.