Вынесенный судом Кисловодска приговор в отношении бизнесмена и мецената Казбека Бостанова является несправедливым и политически мотивированным, заявил адвокат Расул Кубанов. Давление на мусульманскую общину Ставропольского края связано с установкой местной правящей элиты, считает политолог, исламовед Абдулла Ринат Мухаметов.
Постановление на обыск домовладения бизнесмена, мецената и активиста Казбека Бостанова было выдано 30 октября 2013 года по ранее возбужденному уголовному делу по ст.146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав).
Согласно обвинительному заключению, у Казбека Бостанова в доме было обнаружено около 200 грамм марихуаны, а в заднем кармане брюк несколько грамм синтетического наркотического вещества. Бостанову было предъявлено обвинение по ч.1 ст.222 УК РФ (незаконный оборот оружия) в связи с обнаруженными в ходе обыска пистолетов ПМ, а также ч.2 ст.228 УК РФ (незаконный оборот наркотиков в крупном размере).
Дело поступило в суд 5 мая 2014 года. Прошло 17 судебных заседаний. В своей речи государственный обвинитель, обосновывая обвинение, сказала, что все показания свидетелей последовательны, не противоречат друг другу, в связи с чем, подтверждают вину Бостанова.
17 сентября суд Кисловодска озвучил приговор, согласно которому Казбеку Бостанову назначено наказание 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
"Предпринимателя задержали после конфликта с органами местной власти"
Защита убеждена в том, что преследование Казбека Бостанова является политически мотивированным и связано с препятствованием строительству мечетей со стороны администрации Ставропольского края, заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Расул Кубанов.
"Мы считаем, что наркотики были подброшены во время обыска. Мы не можем сказать, кто именно занес наркотики, но можем с уверенностью сказать, что это был один из представителей правоохранительных органов, участвовавших в обыске домовладения бизнесмена. Так считает мой подзащитный, и я придерживаюсь такой же позиции, именно это мы и пытались доказать в суде", - рассказал Расул Кубанов, представляющий интересы Бостанова.
Обыск и арест предпринимателя произошли после конфликта с органами местной власти, утверждает адвокат.
"Он занимался проектированием и строительством мечетей в городе Кисловодске, осуществлял авторский надзор, принимал участие в строительстве непосредственно сам и вкладывал свои деньги. На этом фоне у него получился конфликт с органами местной власти, в частности с мэрией города, которая не давала разрешения на строительство, хотя изначально было получено устное разрешение на строительство, и обещание позже оформить все юридически, однако позже пришли и сказали остановить стройку. Казбек стройку не остановил, но начал судиться с органами местной власти, как и положено, через суд пытаться получить разрешение на строительство мечети. В дальнейшем получился конфликт с участием имама Кисловодска Курман-Али Байчорова, в отношении которого также было возбуждено уголовное дело по тем же основаниям", - рассказал Кубанов.
Как утверждают адвокаты, Бостанов проходил у оперативников "как некий серый кардинал, который управляет всеми этими процессами", потому защита считает, что арест связан с его общественной деятельностью, с его меценатством.
"В суде выяснилось, что Казбек участвовал не только в строительстве мечети, но и на безвозмездной основе спроектировал Свято-Никольский храм в городе Кисловодске и осуществлял его проектный надзор. В ассоциации Кубанского казачества он является есаулом казачьих войск, был награжден орденом Ермака III степени за предотвращение межнационального конфликта в КЧР. Он заслуженный общественный деятель, за которого ходатайствовали и из Всероссийского общества инвалидов, так как он ежегодно предоставляет тысячи мест на лечение инвалидов, в принадлежащих ему термальных источниках в Ставропольском крае", - рассказал о заслугах бизнесмена Кубанов.
Городской суд Кисловодска 22 мая 2013 года принял решение о сносе двух мечетей, расположенных в поселках Белореченский и Индустрия. Имам Кисловодска обжаловал решение городского суда. Однако 30 июля краевой суд оставил решение суда г.Кисловодска в силе.
"В основу обвинения было положено недопустимое доказательство"
В деле была масса процессуальных нарушений, относительно которых защита привела свои доводы в суде, а суд посчитал их обоснованными, отразив в мотивировочной части решения.
"Во время обыска, когда они ворвались к нему в дом, были задействованы все службы, сразу положили его на пол, руки были у него сзади в наручниках. До 10 минут они ходили по дому безо всяких ограничений, и это было установлено. Второе – он требовал адвоката и в суде старший группы, который осуществлял обыск, признал, что Бостанов несколько раз ходатайствовал о вызове адвоката, что было проигнорировано, потому он отказался подписать протокол обыска", - сказал Кубанов.
Среди серьезных нарушений адвокат назвал незаконное участие в обыске лиц, не отраженных в протоколе.
"В протоколе обыск были указаны только четыре человека, в то время, когда присутствовало двадцать человек. Даже лица, которые обнаружил наркотики, не отражены в протоколе обыска, нет их подписей, подтверждающих их участие. Практически 15 человек участвовали в обыске незаконно. Защита ходатайствовала об исключении из доказательств обвинения этого недопустимого доказательства, но суд отклонил наше ходатайство и положил его в основу обвинения, с чем мы категорически не согласны", - отметил представитель защиты.
Кубанов также сообщил, что в деле нет информации о том, где находилась часть вещественных доказательств в течение двух недель.
"Они отобрали у него срезы ногтей и смывы рук, но на экспертизу они были отправлены спустя две недели, и в деле нет информации о том, где все это время они хранились. В специальном хранилище их не было, и в течение этого времени они могли воздействовать на них химическим образом и т.д. У него на смывах рук якобы обнаружены следы наркотиков, но он говорил, когда его положили на пол, к его рукам прикладывали какие-то предметы", - сообщил адвокат.
Со слов Кубанова, в приговоре суд отразил обоснованность доводов защиты в части отсутствия адвоката при обыске, но не посчитал это достаточным для изъятия протокола.
"Суд никаких нарушений хода судебного процесса или ущемления наших интересов не допустил, это объективно. Всех свидетелей, которых мы просили, вызвали, экспертов допросили, ходатайства все наши удовлетворялись, суд нам не мешал. Все шло достаточно объективно до приговора, единственное, было отклонено наше ходатайство о признании недопустимым доказательством протокола обыска и изъятия его из обвинения. Но это было основное доказательство, и если бы суд его изъял, то рухнуло бы все обвинение", - сказал адвокат.
Защита бизнесмена намерена обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции.
"Мы будем обжаловать решение и идти до конца, вплоть до Европейского суда, поскольку мы убеждены в том, что он ни в чем не виновен и дело заказное. На обжалование в обычном порядке нам отводится 10 дней", - заключил Кубанов.
"Версия о некой конфронтации между конфессиями исключена"
В Духовном управлении мусульман края Казбека Бостанова охарактеризовали как "законопослушного и добропорядочного гражданина, оказывавшего материальную помощь мусульманской общине".
"Мы огорчены таким решением суда. Я знаю Казбека, как мецената, который строил мечети, помогал мусульманам, и потому, я очень огорчен этим решением", - сказал в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" муфтий ДУМ Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов.
На вопрос о причинах давления муфтий ответить не смог, однако он убежден в том, что преследование активиста не носит межконфессиональный характер.
"У нас очень хорошие отношения с владыкой Ставропольским и Невинномысским Кириллом, владыкой Пятигорским и Черкесским Феофилактом, они во многих вопросах помогают нам и у нас во многом тесные и хорошие отношения. Казбек помогал в строительстве православного храма, даже выделял средства, верующие об этом знают. Версия о некой конфронтации между конфессиями исключена", - сказал муфтий.
Со слов муфтия, у общины есть сложности в осуществлении уставной деятельности духовного управления.
"Я обращался с письмом к главе государства Владимиру Путину, и это ведь было неспроста", - сказал Рахимов, однако отметил, что ответ из администрации президента был формальным, не решающим проблемы мусульманской уммы Ставрополья.
"Общине необходимо сменить формат работы"
Кампания давления на мусульманскую общину Ставропольского края связана с установкой местной правящей элиты, имеющей влияние на силовиков и серьезные экономические активы в регионе, считает политолог, исламовед Абдулла Ринат Мухаметов.
"Бюрократия полагает, что Ставрополье должно быть форпостом, защищающим Россию от ненадежного Северного Кавказа, неким буфером. Исходя из этого, никакого влияния ислама в Ставропольском крае, по определению, быть не может, и должно быть сведено к минимуму. Это касается и коренных мусульман Ставропольского края, ногайцев, и др. Это касается не только салафитских общин, а ислама как такового в целом. В регионе запрещают строить мечети, даже в самом Ставрополе много лет развивается конфликт вокруг построенной мечети, которую предписано снеси. Это и большой скандал с ношением хиджабов, что объявлялось как свидетельство мощной исламизации региона", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Абдулла Ринат Мухаметов.
Эксперт связывает подобное положение вещей с "общей установкой федерального центра на то, чтобы Ставропольский края сохранялся вне северокавказского влияния".
"То, что Ставропольский край давно уже превратился в кавказский регион - признавать этого не хотят, и в первую очередь, на уровне таких символических вещей, чтобы там не допустить появления мечетей, иначе это уже будет символ присутствия ислама и Кавказа. Если просто люди живут - их можно выселить или в статистике делать вид, что их нет, но когда уже мечеть есть – это некий форпост, снести сложнее. Это такое место, вокруг которого якобы будет укореняться исламская община", - сказал Мухаметов.
Говоря о прогнозе развития исламской общины, эксперт отметил вероятность появления параллельных ДУМ исламских структур, "которые не будут уже подконтрольны никому".
"Это такой феномен Мухаммада-хаджи Рахимова, который в свое время пошел на беспрецедентное сотрудничество с федеральными силовиками, с федеральным лобби, которое некоторые эксперты называют исламофобским и создал раскольнический муфтият, так называемую Российскую ассоциацию исламского согласия (РАИС). Он был руководителем организации, но это никак ему не помогло, даже тем, чтобы добиться легализации хотя бы одной, ставропольской мечети. Что бы он ни делал, никакие заслуги перед старшим товарищем не гарантировали взаимности. У него было убито несколько талантливых и ярких помощников, в частности, заместитель муфтия Курман Исмаилов. И конечно, чем больше официальная структура будет ослабевать, молодежь будет уходить, ни к чему хорошему это не приведет", - считает исламовед.
Эксперт считает, что мусульманская община Ставрополья должна сменить формат взаимодействия с властью и обществом.
"Общине надо максимально дистанцироваться от экстремистской деятельности, с максимальным упором на европейскую модель развития общины, делая акцент на гражданскую, правозащитную, общественную деятельность. Нужно не только знать о существовании этих форматов работы, но и уметь их применить, а для этого общине нужны грамотные специалисты, люди соответствующего уровня и в общине, и в ДУМ", - заключил Мухаметов.
"Духовному управлению мусульман необходима большая открытость в работе"
Если сложить цепочку событий, связанных с мусульманской общиной Ставрополья, "создастся фон, что все действительно плохо", считает ставропольский политолог, кандидат политических наук Антон Чаблин.
"Иногда все криминальные события, происходящие в умме, причисляют к фактам давления. Например, была история с убийством чтеца Корана. У силовиков была своя версия, что он имел отношение к радикальному подполью. Если предположить, что он не был чтецом Корана и его убили в ходе спецопераций, то формально и не было бы никаких претензий у уммы. Никто бы не пытался создать политизированный ареол около этой ситуации", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" политолог.
При этом Чаблин согласился с тем, что зачастую методы, которыми осуществляются правоохранительные функции "вызывают гораздо больше вопросов".
Эксперт считает неверным говорить о целенаправленном давлении на представителей мусульманского сообщества края.
"Говорить о целенаправленном давлении на умму, на лидеров общественного мнения, наверное, нельзя. Есть перегибы на местах. Отдельные представители силовиков или чиновников слишком прямолинейно понимают какую-то установку на сглаживание любых конфликтов. Есть локальные, превратно понимаемые чиновниками задачи, которые полагают, что лучше запретить, чем разрешить. Не думаю, что есть заказ из Москвы, или в крае, что ни одной мечети не построим, всех активистов пересажаем - это противоречит здравому смыслу. Мусульмане – это электорат губернатора, но с другой стороны, есть не очень умные полковники или генералы, старающиеся выслужиться, и таким образом решают сложные вопросы", - сказал Чаблин.
Сравнивая ситуацию с давлением на экоактивистов в регионе, Чаблин привел пример активного участия экологов и в политической жизни региона, участие в выборах в региональных парламентах.
"В криминологии есть понятие "стигматизированная группа", это определенная малая группа в большой общности людей, которая подвергается притеснениям, потому что они другие, и они представляют опасность для власти, поскольку разрушают идеологическую монополию. Экоактивисты тоже говорят, что на них осуществляется давление, убивают, сажают, в этом смысле похоже на то, что говорят мусульмане. Но можно ли говорить о том, что есть государственный идеологический тренд на то, что мы будем "давить" всех экологов?", - заметил эксперт.
Чаблин считает, что губернатору края необходимо выстраивать конструктивные отношения с мусульманской общиной.
"Надо провести серию встреч с лидерами уммы, и формальными, и неформальными, выслушать проблематику. Нужна пара показательных шагов. Например, если бы губернатор разрешил ситуацию по строительству мечети в Ставрополе - это было бы положительно воспринято в крае. Это и его подчиненными, и силовиками было бы воспринято, что нужно выстраивать отношения, налаживать диалог, менять методы. В проблемных, полиэтничных, поликонфессиональных регионах лучше своевременно снять напряжение, дать выход пару, чем потом пожинать плоды дополнительных конфликтов. Каждое убийство, каждый запрет мечетей бьет по имиджу федеральной и региональной власти и постепенно надо давать возможность выговориться людям, и понимание этого со временем приходит", - сказал Антон Чаблин.
"Общине необходимо снимать коммуникативные барьеры"
Говоря о внешних и внутренних угрозах, эксперт заявил о росте уровня бытовой ксенофобии. "Она выше среди людей малообразованных, безотносительно возрастных групп, но больше среди молодежи. Это не конкретно направленная против какой-то национальности, а просто против всех "чужих", даже когда речь идет о православных греках, армянах, грузинах", - полагает Антон Чаблин.
Объективными причинами возрастания уровня бытовой ксенофобии Чаблин назвал "увеличение числа студентов из соседних республик", а также "массовую миграцию этнических групп на востоке края".
"Что касается села, особенно на востоке края, это массовый приезд даргинцев, именно их бизнес массово приходит и в животноводство, и в растениеводство, скупаются все предприятия", - сказал Чаблин.
При этом он отметил, что речь не идет о добросовестной конкуренции, а конфликтность обусловлена "крайней коррумпированностью земельного рынка, мотивируемой этническим бизнесом". Выходом из изолированности ДУМ в своей деятельности эксперт видит большую открытость в работе и привлечение молодых, образованных специалистов и политтехнологов.
"ДУМ нужна нормальная кадровая работа, нужно привлекать молодежь, нужны пиарщики. Нет нормальной пресс-службы, слабо освещается их деятельность, они должны плотнее присутствовать в информационном пространстве. Десятки и сотни тысяч мусульман в Ставропольском крае даже не знают, чем занимается муфтият, не говоря уже о других жителях края", - заключил Антон Чаблин, добавив, что "общине необходимо снимать коммуникативные барьеры, для того, чтобы становиться более доступными и понятными обществу".