Более 65 лет назад в мае 1948 года было провозглашено создание сионистского государства Израиль. Однако тот год был знаменателен не только этим событием. В 1948 году на другом конце Земли, в Южно-Африканской Республике, к власти пришла Национальная партия, которая начала внедрение политики апартеида. С тех пор многих не покидало ощущение, что сионизм и апартеид – родные братья.
Преступление апартеида
Апартеид – искаженный французский вариант слова на языке африкаанс, которое переводится, как «рознь», «раздельность». Этим термином обозначали, в первую очередь, практику раздельного проживания и работы различных групп. Однако в ЮАР апартеид в период с 1948 по 1990 годы становится официальной государственной политикой, направленной на расовую сегрегацию. То есть разделение белого и черного населения.
Политика апартеида предполагала обязательное проживание чернокожего и цветного (потомках смешанных браков и выходцев из Азии) населения в специальных резервациях – бантустанах и особых районах. Покидать резервации категорически запрещалось и преследовалось по закону. Во время апартеида чернокожие были лишены почти всех гражданских прав.
После победы на выборах 1948 года Национальной партии сформированное им правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев.
Основой апартеида стал принятый в Закон о групповых областях, целью которого было географическое разделение расовых групп. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах, который ввел практику раздельных пляжей, общественного транспорта, школ, университетов и медицинских учреждений для черного и белого населения. Еще более был ужесточен паспортный режим, который практически лишал темнокожее население возможности посещать «белые» районы страны.
С введением этого закона темнокожему населению было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей. Небелое население ЮАР было лишено права голоса, участия в политической жизни страны.
Официально утверждалось, что всеми правами цветное население обладало всеми этими правами лишь в бантустанах. Утверждалось, что хотя образование и медицинские услуги были также раздельными, но «равными». Однако качество тех услуг, что предоставлялись не белым, было обычно намного ниже.
Население ЮАР сопротивлялось преступному режиму как могло. В стране действовало диссидентское движение, Африканский национальный конгресс и его лидер Нельсон Мандела. Позднее Мандела был награждён за свою борьбу против апартеида Нобелевской премией мира. Мировое сообщество не сразу обратило свое внимание на этот преступный режим. Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН только в 1970-80-хх годах.
Система апартеида в Южной Африке была осуждена международным сообществом как несправедливая и расистская. В 1973 году Генеральная ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него. Конвенция вступила в силу в 1976 году. Римский статут Международного уголовного суда определил апартеид как одно из 11 преступлений против человечности.
Сионистская сегрегация
Примерно в то же время, в 1975 году на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята еще одна резолюция, которая осуждала еще одно политическое движение и практику как «форму расизма и расовой дискриминации». Это была резолюция 3379, которая касалась сионизма.
Израильский расизм, таким образом, был осужден международным сообществом, но он оказался более живуч, чем южноафриканский. Израиль так же, как и ЮАР, делит своих граждан на разные категории. Самой ущемляемой группой населения, вполне ожидаемо, являются арабы.
Нищета арабских деревень Израиля на фоне благоустроенности еврейских поражает. И проблема здесь не в трудолюбии евреев и тунеядстве арабов, как утверждают некоторые. Отсутствие приличных дорог, инфраструктуры, отсутствие электричества и водопровода – эти проблемы не решить только силами одной-двух деревень. А правительству до арабских поселений нет никакого дела.
Огромное количество арабских поселений Израиля вообще не имеют никакого юридического статуса. Власти целенаправленно выдавливают арабов с принадлежащих им земель в подобные бесправные резервации. В этом отношении политика сионистов мало чем отличается от политики белых колонизаторов, которая проводилась в Северной Америке против коренного индейского населения.
Арабов, как индейцев в Америке, как темнокожих в ЮАР с первого дня создания Израиля сгоняли в резервации и бантустаны. При этом правительство не брезговало политикой государственного террора для запугивания арабов и изживания их с родных земель. На сегодняшний день израильским арабам принадлежит лишь 3% от земель находившихся в их собственности в 1948 году. Это при том, что с 1948 года арабское население Израиля увеличилось в 6 раз.
Израильские арабы, в отличие от евреев, не могут селиться и проживать там, где они пожелают. Их бесправные поселения с избыточным населением лишенным элементарных прав даже просто переехать на лучшие земли ничем не лучше средневековых гетто. Расизм и расовая сегрегация в «единственной демократии на Ближнем Востоке», как называет себя сам Израиль, цветут пышным цветом. Сектор Газа и западный берег превращены в своего рода бантустаны.
Судьба сионизма
С утверждением апартеида и расовой сегрегации в ЮАР все больше людей начали проводить прямые аналогии между этой политикой и политикой сионистского государства на палестинских землях. Джон Строусон, лектор юриспруденции Университета Восточного Лондона пишет: «Использование термина «апартеид» при описании политики Израиля стало общим место в некоторых либеральных и левых кругах. Израильский режим прямо назывался «режимом апартеида», а проводимая им политика «политикой апартеида».
Особенного распространения эта практика сравнения двух режимов получила после арабо-израильской войны 1967 года. Основным инициатором подобного сравнения и применения к израильской политике определения «апартеид» выступал Советский Союз. Именно по инициативе СССР и при поддержке арабских стран в 1975 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята памятная резолюция 3379, которая определила сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации».
Теперь уже обвинения Израиля в расизме перестали быть уделом только палестинцев, которые напрямую пострадали от сионистского апартеида. Так бывший президент США Джимми Картер опубликовал книгу «Палестина: мир, а не апартеид». В ней он прямо обвиняет Израиль в том, что тот в нарушение резолюций ООН реализует еще более худшую форму апартеида, нежели в свое время ЮАР. Стоит отметить, что Джимми Картер, как и Нельсон Мандела является лауреатом Нобелевской премии мира.
Более того, израильский историк, ученый и преподаватель Университета Хайфы Илан Бабих опубликовал свою книгу «Этнические чистки в Палестине». Теперь уже гражданин Израиля, ставший свидетелем сионистских преступлений изнутри еврейского государства во всеуслышание обвинил израильский режим в расизме и геноциде арабского населения.
Однако, стоит отметить, что Израиль не сдается просто так. Он организовывает травлю своих граждан, осмелившихся озвучивать правду, обвиняет в антисемитизме всех, кто готов говорить об истинном положении арабов в Израиле. С крахом СССР в 1991 году под давлением США и Израиля резолюция ООН, определявшая сионизм, как разновидность расизма была отозвана резолюцией 4686 той же Генеральной Ассамблеи ООН.
Сегодня в ЮАР об апартеиде вспоминают, как о кошмаре, который не должен повториться. Как и о фашизме в Германии. Немыми свидетелями преступлений фашизма являются руины Освенцима, а преступлений апартеида – тюрьма «Роббен айленд», где во времена апартеида содержались тысячи политических заключённых. Сейчас эта тюрьма является одной из основных туристических достопримечательностей ЮАР.
Надо верить, что когда-нибудь, когда мир победит сионистскую версию апартеида, о нем тоже будут вспоминать с ужасом и содроганием, как о кошмаре, который никогда не должен повториться. А в назидание потомкам и экспонатами для туристов останутся немые свидетели преступлений сионизма – израильские тюрьмы, в которых сейчас томятся тысячи бойцы палестинского Сопротивления.