Гайд Аль-Адха – этот праздник мусульмане разных регионов называют по разному, гайд Аль-Кабир – великий праздник, Гайд Ан-Нахр – праздник жертвоприношений, среди тюрьских народов самое распространенное название Курбан –Байрам –приближение Творцу исполняя его веление. Как сказано в хадисе, "Молитва является средством для приближения к Аллаху каждого богобоязненного", так же жертвоприношение будет приближением к Аллаху, если верующий принесет в жертву животное, ради Аллаха повинуясь Его велению.
Праздник Гайд Аль-Адха один из двух великих праздников мусульман который начинается в десятый день месяца Зуль-хиджадвенадцатый месяцлунного календаря и продолжается четыре дня. В Священном Коране этот день называется днем великого паломничества, следующий день после стояния паломников на горе Арафат близи Высокочтимой Мекки, совершая один из основных ритуалов хаджа.
Название этого праздника связано с днем жертвоприношения у мусульман, повинуясь воле Всевышнего и вспоминая силу веры пророка Ибрахим (мир ему) который был готов принести в жертву своего любимого сына Исмагила, которого Аллах Всемилостивый и Мудрый заменил на барана, после испытания веры Ибрахима. И действие пророка Ибрахима остается величайшим примером в подчинении и исполнении воле Всевышнего Творца последующим поколениям вплоть до судного дня. В Священном Коране эта историяприводитсяследующими словами: "Тогда мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике. Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: "Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь? "Он сказал: "Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах поможет, ты найдешь меня одним из терпеливых". Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: "О Ибрахим (Авраам)! Ты оправдал сновидение". Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой", (Выстраивающие в ряды, аять:101 – 107).
Как было выше сказано, праздник Гайд Аль-Адха связан с Хаджем, одним из пяти столпов ислама, которого исполняют верующие в Высокочтимой Мекке. И Хадж является обязательным для состоятельного верующего один раз в жизни, как об этом сказано в Священном Коране: "Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь", (Семейство Имрана, аять: 97).Церемония хаджа включает в себя одеяние -Ихрама (одежда, состоящая из двух кусков чистой полотняной белой материи, до которой не дотрагивалась игла; один кусок набрасывается на шею и на плечи, а другим опоясываются), обход Каабы, стояние на горе Арафат, ходьба между горами Сафа и Марва, стрижка или укорочение волос.
Хадж – как место поклонения, духовного самосовершенствования, воспитания так же и место для общественной солидарности. Характерной особенностью,которого является:
- Связь между всеми членами общества, между богатыми и бедными, между сильными и слабыми. Основой всему этому являются стихи Священного Корана, которые гласят: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде" (Трапеза – 2) и слова посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): “Ты видишь, что в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой”.
- Равенство: Паломники, когда одеваютИхрам, состоящий из двух белых материй, становятся одинаковыми и нет разницы между арабом и не арабом, и между белым и черным, и между богатым и бедным.
- Покорность и повиновение: Покорность, послушание, подчинение, повиновение, следование воле Единственного Творца исходящее от веры и глубокого убеждения, отражается во всех паломниках не зависимо от их положения.
- Исполнение ритуалов Хаджа по порядку и в установленное время, как одеяние Ихрама в восьмой деньЗуль-Хиджи и проводить ночь в Мине, отправление утром девятого дня на гору Арафат и стояние до захода солнца, отправление наМуздалифа и проводить ночь после этого возвращение на Мину и исполнение обрядов камнекидание, стрижка, жертвоприношение, обход Каабы, ходьба между горамиСафа и Марва и др.
- Терпеливость и снисходительность: Поездка в Хаджутомительная поездка и требует у паломников терпения, умения переносить трудности, снисходительности по отношению спутников и других паломников взрослых и маленьких, женщин и мужчин, особенно в пути, когда человек проходит тысячи километровпо пустыни в автобусах, иногда и без кондиционеров. Это требует у верующего вооружиться терпением, выносливостью, широтой души и великодушием.
В хадже много моментов когда требуется от человека быть помощником своим друзьям в пути, пожилым, больным, немощным в местах исполнения обрядов хаджа,особенно в местах скопления людей, когда количество паломников достигает несколько миллионов со всего мира с их разными обычаями, языком и культуры. Поэтому основным условием хаджа является хладнокровие, как это сказано в Священном Коране: "Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы не сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!" (Корова: 197).
В дополнение к тем миллионам пожертвований совершающих в Мине от имени паломников и раздающихся нуждающимся по всему миру, здесь жертвы, принесенные верующими, не совершившими Хадж в этом году. Жертва может быть из тучных верблюдов, коров или овец, не имеющих недостатков. Человек,приносивший в жертву животное, может кушать сам и накормить членов семьи, родственников, друзей и соседей, но самое главное накормить бедняка, как об этом сказано в Коране: "Ешьте от них и накормите несчастного бедняка!" (Хадж: 28). Общепринято жертвенное животное делить на три, часть для членов семьи, вторая для родственников, друзей и соседей, а третья же часть для бедняков и нуждающихся.
Кроме того, милостыни и подарки должны быть из самых лучших частей жертвенных животных, чтобы Всевышний принял благодеяния человека, стремящегося получит довольство и милость Аллах. Аиша (да будет доволен ей Аллах) (душила)? благовониями милостыню, перед тем как раздать беднякам. Когда ее спросили, зачем она делает это, она ответила: "Поистине, я душу милостыню благовониями, потому что она попадает в руки Аллаха раньше, чем попадает в руки бедняка". Тем самым она указывала на то, что милостыню необходимо раздавать искренне, стремясь только к лику Аллаха и чтобы было приятно тому, кто получает эту милостыню.