Дагестанское (да и не только) интернет-пространство буквально взорвалось от новости о сексуальном насилии, которое предположительно было применено к задержанной в ночь на 24 августа в Махачкале местной жительнице – Садие Арслановой – 1990 года рождения.
Прежде чем восстановить картину произошедшего, стоит рассказать, почему именно они попали в поле зрения отдела ЦПЭ. Зумрат Папахова и Садия Арсланова числятся как вдовы убитых боевиков. Месяц назад их уже задерживали. По словам Рустамовой, девушки с детьми отправились отдыхать на море на одну из баз Махачкалы. Туда приехали сотрудники полиции, забрали их и доставили в Кировский РОВД, обвиняя в вымогательстве денег. Через некоторое время Папахову и Арсланову отпустили, так как никаких подтверждений этому не нашлось. Без последствий эта «встреча» не прошла. По словам Рустамовой, когда полицейские изъяли телефоны девушек, обнаружили их фото без одежды, отдыхающих на берегу моря. Что и стало основанием для шантажа девушек. «Сотрудники МВД грозились выложить эти фото на сайтах, если те не согласятся быть информаторами. Договориться не удалось. А фотографии всё-таки были опубликованы», – говорит заявитель.
По словам подруги Садии, Зумрат Папаховой, находившейся в тот вечер вместе с ней, в квартиру, которую она снимает вместе с Айшат Абакаровой, пришла в гости Садия Арсланова. Зумрат рассказывает: «К 11 часам ночи 23 августа мы уложили детей спать, а затем и сами заснули. Около четырёх часов утра мы проснулись от стука в дверь. Стучался сотрудник Центра по противодействию экстремизму. Я поинтересовалась, с чем связан столь поздний визит, и услышала в ответ нецензурную речь. Мы отказались открывать дверь».
Сотрудник полиции не растерялся и, по словам Папаховой, влез в квартиру, расположенную на втором этаже, через балкон.
«Он был сильно пьян, ругался нецензурно. Он требовал, чтобы мы сняли никаб, размахивал руками. Айшат вообще он схватил за платье и таскал так по квартире. На шум проснулись дети. Представьте себе наше состояние, когда этот человек вытащил пистолет и начал им размахивать», – рассказала Папахова. В итоге, по словам девушек, полицейский потребовал, чтобы Садия Арсланова поехала вместе с ним, что она и была вынуждена сделать.
Дадут ли делу ход?
Уже на следующий день – девушка была отпущена между 10 и 11 часами утра – руководитель ДРОО «Правозащита» Гульнара Рустамова заявила о том, что сотрудник МВД подверг задержанную сексуальному насилию. В тот же день в Следственный комитет было подано соответствующее заявление. Однако, по словам подруги Арслановой, Айшат Абакаровой, там им намекнули, что «смысла подавать заявление нет, и оно может не получить ход».
Адвокат потерпевшей – Зияутдин Увайсов – поделился с корреспондентом «Черновика» своим мнением о ситуации с заявлением: «Следственный комитет пока не принял решения касательно поданного заявления. Действительно, для этого есть законные основания – срок для его рассмотрения составляет 10 дней, однако обычно с возбуждением дела не тянут». Также, по словам адвоката, по заявлению о насильственных действиях сексуального характера подозреваемого обычно задерживают сразу. Отметим, речь идёт не о самом факте изнасилования что, разумеется, нисколько не снижает долю ответственности. Однако пока никого арестовывать не спешат. По мнению адвоката, это указывает на халатное отношение правоохранителей к делу, потому что подозреваемый является действующим сотрудником полиции.
«Потерпевшая предоставила следственным органам заявление о произошедшем. Сегодня (28 августа) будет предоставлена одна из главных улик по делу – одежда, в которую была одета потерпевшая в момент предполагаемого преступления», – рассказал «Черновику» Увайсов.
Сотрудник полиции и представители МВД пока ситуацию никак не комментируют.
Тот самый Габиб
По словам Садии Арслановой – потерпевшей по делу о сексуальном насилии – преступление совершил сотрудник Центра по противодействию экстремизму Габиб Алиев. Это имя уже не первый раз мелькает в прессе в контексте обвинений представителей полиции в неправомерных действиях.
Дагестанский еженедельник «Новое дело» подробно описывал случай, произошедший поздно вечером 21 июля в Махачкале, на улице Венгерских бойцов. По словам корреспондента «Нового дела», в редакцию газеты обратились два молодых человека, которые возвращались домой после совершения намаза таравих в месяц Рамадан. Их остановили шесть человек в гражданской одежде, которые не представились, с требованием предъявить документы. По словам одного из молодых людей, несмотря на предоставленные паспорта, опознанный позднее как работник Центра по противодействию экстремизма Габиб Алиев, который был пьян, стал душить его и нецензурно выражаться. Затем парня повалили и толпой избили ногами. Происшествие было зафиксировано камерой видеонаблюдения, запись имеется в сети Интернет.
Молодых людей отвезли в 6-й отдел. По их словам, Алиев, сидевший за рулём, был неадекватен и очень возбуждён, постоянно поворачивался и бил их руками и дубинкой.
Продержав ребят полтора часа, которые сопровождались угрозами о том, что «их потеряют», в случае если они напишут заявление, на головы молодых людей надели пакеты, замотав их скотчем, затем их посадили в машину, отвезли в тёмный переулок и вытолкали.
Также Габиб Алиев фигурировал в жалобе администратора детского клуба «Аманат» Заремы Алиевойпредседателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову, которая публиковалась «Черновиком». По словам женщины, Алиев в нетрезвом состоянии ворвался во двор детского клуба, забрал воспитательницу в здание, в то время как она была во дворике с детьми, и сказал, что не отпустит её, пока та не покажет паспорт.
Услышав, что представители клуба позвонили юристу и в УСБ, не предъявивший никаких документов Алиев решил их не ждать и уехал, забрав с собой несколько книг.
Безнаказанность, как видно, порождает новые противоправные действия.
Новость об изнасиловании (или сексуальном насилии) в Махачкале вызвала широкий резонанс и обсуждения в обществе. В социальных сетях распространяются самые разные призывы по разрешению данной ситуации: от проведения массовых народных выступлений до прямого самосуда. Из городов России в сеть попадают различные письменные и видеообращения от общественных деятелей и простых мусульман. Особенно новость затронула активную часть исламской молодёжи: потерпевшая – соблюдающая нормы ислама мусульманка.
Однако большинство комментирующих новость сходятся во мнении, что власть и правоохранительные структуры не дадут делу ход и преступление останется безнаказанным, как это уже было ранее. Поэтому в интересах власти и правоохранительных органов – провести объективное и беспристрастное расследование по заявлению Арслановой и наказать подозреваемого, в случае если его вина будет доказана.