19 сентября в Хасавюртовском городском суде Республики Дагестан прошло первое судебное заседание по уголовному делу в отношении сотрудников ОВД по городу Хасавюрту, которые обвиняются в избиении адвоката Сапият Магомедовой. Судья запретил журналистам снимать и фотографировать в судебном зале и объявил перерыв до 21 сентября, когда должен огласить решение по ходатайству защиты о возвращении дела прокурору.
Напомним, адвокат коллегии адвокатов "Омаров А.С. и партнёры" Сапият Магомедова была избита 17 июня 2010 года, когда пришла в ГОВД Хасавюрта, чтобы встретиться со своей подзащитной Маликой Евтемировой. Магомедову госпитализировали в городскую больницу с сотрясением мозга, ссадинами и кровоподтёками.
Суд отказал в отводе председательствующему судье и объявил перерыв для изучения ходатайства о возвращении дела следователям
19 сентября за несколько часов до начала заседания адвокат Магомедовой Салимат Кадырова получила на руки копию обвинительного заключения против сотрудников специально-огневой группы (СОГ), из которого узнала, что из четверых обвиняемых перед судом предстанут только двое – Нариман Моллаев и Батирби Магдиев, а в отношении Сабира Магомедова и Али Юсупова уголовное дело прекращено более двух месяцев назад, 14 июля.
Ранее сообщалось, что перед судом предстанут командир СОГ ГОВД Хасавюрта Батирби Магдиев, а также его подчинённые Нариман Моллаев, Али Юсупов и Сабир Магомедов, обвиняемые в преступлении, предусмотренном пунктом "а" части 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий) Уголовного кодекса РФ.
Вел судебное заседание судья Ибрагим Ташанов. Обвинение по специальному поручению прокурора Дагестана Андрея Назарова поддерживал старший помощник межрайонного прокурора г. Кизилюрта Гасан Гасанов. Международная комиссия юристов, которая организовала независимую наблюдательскую миссию по порядку рассмотрения этого дела в России, командировала в Дагестан в качестве своего представителя члена Адвокатской палаты города Москвы Тумаса Мисакяна.
После начала судебного заседания и проведения формальных процедур адвокат потерпевшей Салимат Кадырова заявила отвод судье. В своём ходатайстве она сослалась на ряд обстоятельств, делающих, по ее мнению, невозможным, объективное разбирательство им данного дела.
Так, судья Ташанов в 2008 году рассматривал ходатайство органов предварительного следствия и вынес решение о наличии в действиях Сапият признаков преступления, предусмотренного статьей 30 части 3 УК РФ (приготовление к преступлению и покушение на преступление). Это его решение Верховным судом Дагестана было признано незаконным.
Также, как указала Кадырова в ходатайстве, у судьи сложились дружественные отношения с сотрудниками местной милиции. В качестве фактора она сослалась и на общую с подсудимыми национальную принадлежность, а также на наличие у последних неназванных ею влиятельных покровителей, которые могут повлиять и на самого судью.
Судья Ташанов после часового перерыва, объявленного для рассмотрения ходатайства и ответа по существу, сославшись на непредставленность в ходатайстве обстоятельств и доказательств необходимости отвода, огласил свое решение – отказать в его удовлетворении.
После этого, разъяснив права, председательствующий поинтересовался у подсудимых и их защитника о ходатайстве на разрешение видеосъемки процесса представителями СМИ, поданном потерпевшей стороной.
Адвокат подсудимых Мадина Магомедзагирова заявила, что ее доверители возражают против этого. Сами Моллаев и Магдиев подтвердили свои возражения.
Обвинитель Гасанов оставил вопрос на усмотрение судьи.
Адвокат Салимат Кадырова обосновала ходатайство резонансностью процесса, указала на то, что подсудимые не объяснили свои возражения, согласно нормам УПК, и, что, по ее мнению, имеет попытка уйти от публичного разбирательства.
В ответ Мадина Магомедзагирова заявила, что о ее подзащитных не может идти речи, как о "людях, которые боятся лжи". "В конце концов, за год с лишним объективно вся страна узнает, что же все-таки произошло, а не все те голословные заявления потерпевшей, которые излагали СМИ, в Интернете однобоко. С этой стороны я целиком и полностью согласна. Но дело в том, что речь идет о том, что мои доверители работают в СОГ, ежедневно происходят нападения, угрозы. Именно поэтому, речь шла только о личной безопасности, и с этим связано нежелание моих доверителей", - отметила адвокат.
Сапият Магомедова на это отметила, что о фигурантах дела знают и за рубежом, и в России, и в Дагестане, и в самом Хасавюрте. "В том числе всем известно, что они – действующие сотрудники милиции. В каких целях, кого они боятся? Общественности? Поэтому я полностью поддерживаю заявление моего защитника и прошу разрешить проведение видеосъемки. Народ должен знать своих героев в лицо", - заявила потерпевшая.
"Стоящему под водопадом нет оснований бояться дождичка", - сказала в свою очередь Салимат Кадырова, прокомментировав мнение, что публичность угрожает безопасности сотрудников милиции, и снова настояла на разрешении видеосъемки.
Выслушав стороны, судья запретил проведение видеосъемки и фотографирование и попросил представителей средств массовой информации выключить камеру и убрать фотоаппараты. Он отметил, что дело имеет большой общественный резонанс, и по нему в качестве свидетелей проходит очень много лиц, больше половины из которых – действующие сотрудники милиции.
"Изучение дела привело меня к мнению о том, что нам всем предстоит нелегкий процесс, и видеосъемка будет создавать ненужное напряжение и помехи в разбирательстве, создаст препятствия при исследовании доказательств, может создать угрозу безопасности участникам процесса и свидетелям, а также может привести к нарушению прав, предусмотренных статьями 23, 24 Конституции РФ, участников процесса (эти статьи регламентируют права граждан на неприкосновенность частной жизни – прим. Надиры Исаевой)", - заявил судья.
После этого адвокат подсудимых зачитала ходатайство о возвращении дела прокурору Республики Дагестан для устранения препятствий для его рассмотрения. В ходатайстве Магомедзагирова указала на разночтения одного и того же события, имея ввиду то, что имеется одновременно два уголовных дела по инциденту 17 июня 2010 года в ГОВД Хасавюрта – помимо рассматриваемого в суде дела об избиении Сапият Магомедовой существует еще одно дело в отношении самой Магомедовой, по которому она обвиняется в применении насилия в отношении представителя власти.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", уголовное дело в отношении сотрудников Хасавюртовского ГОВД было возбуждено 1 июля 2010 года. На следующий день в отношении самой Магомедовой было возбуждено уголовное дело по статье "Оскорбление представителя власти", так как изначально милиционеры утверждали, что Сапият сама напала на них. С 30 сентября прошлого года Сапият Магомедова находится под подпиской о невыезде. Потерпевшая и её адвокаты еще тогда заявили, что само разделение одного события преступления на два уголовных дела сделано искусственно, а правозащитники требовали прекратить уголовное преследование адвоката, считая его незаконным.
Разночтения одного и того же события, по мнению Магомедзагировой, будут препятствовать всестороннему судебному следствию и могут привести к вынесению незаконного приговора на основе взаимоисключающих обстоятельств.
Все участники процесса, за исключением самих подсудимых, а также судья изъявили желание взять перерыв для ознакомления с аргументами ходатайства Магомедзагировой.
После этого была согласована дата следующего заседания, оно состоится 21 сентября.
Сапият Магомедова: потерпевшая и обвиняемая
Событие, произошедшее 17 июня 2010 года в ГОВД Хасавюрта вызвало широкий резонанс в республике и за её пределами, привлекло внимание международных правозащитных структур (Amnesty International, Human Right Watch, Международная ассоциация юристов), которые выступили за объективное расследование избиения адвоката. Глава Дагестана взял это дело под свой личный контроль.
Уголовное дело по факту избиения было возбуждено старшим следователем по расследованию ОВД СУ СК России по Дагестану Рустамом Бауловым две недели спустя инцидента, 1 июля 2010 года. В постановлении указывалось, что дело возбуждено "в отношении сотрудников Специальной огневой группы ППС ОВД по г. Хасавюрту" без указания перечня подозреваемых лиц.
Действия неустановленных милиционеров следователь квалифицировал по статье 286 часть 3 пункт "а" УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия), эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности.
На следующий день, 2 июля, на тот момент руководитель СУ СК России по РД Касумбек Амирбеков своим постановлением возбудил уголовное дело уже в отношении самой Сапият. Ей он вменил в вину оскорбление представителей власти (статья 319 УК РФ). В этом деле потерпевшими проходят двое сотрудников СОГ: Багавдин Абдулхаджиев и Батирби Магдиев.
Через год, 26 июля 2011 года, уже новый руководитель СУ СК России по РД Алексей Саврулин добавил к составу обвинения адвоката Сапият Магомедовой ещё одну статью – 318 (применение насилия в отношении представителя власти). Каждая из предъявленных Магомедовой предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы.
Таким образом, вокруг одного и того же события с избиением адвоката сформировались одновременно два уголовных дела. Согласно первому, четверо сотрудников милиции избили во дворе ОВД Сапият Магомедову, которая находилась при исполнении своих служебных обязанностей. Во время следствия бойцы СОГ проходили по делу как свидетели. Согласно второму делу, Магомедова избила четверых бойцов специальной огневой группы. С самого начала Сапият фигурировала в нем как подозреваемая.
Отметим, что намеченное на 15 сентября заседание суда по делу об избиении Магомедовой было перенесено на 19 сентября из-за того, что этот день объявлен выходным - республика отмечала новый праздник - День единства народов Дагестана.