В отношении подсудимых по событиям 13 октября 2005 года в Нальчике (Кабардино-Балкария) планируется ряд репрессивных мер, направленных на ухудшение их положения до чтения, обжалования и вступления в силу приговора.
Вывезти и разделить
Источники в правоохранительных органах КБР сообщили корреспонденту «Кавказской политики», что рассматривается два варианта того, как усилить давление на подсудимых и их родственников. Оба варианта предполагают, что чтение приговора будет проходить в отсутствии ряда или всех подсудимых «дела 58-ми».
Первый вариант — вывезти до постановления приговора из СИЗО Нальчика ряд подсудимых с активной позицией по «делу 58-ми» в ПФРС ИК строгого режима в Каменке.
Второй вариант — вывезти часть подсудимых, либо всех за пределы КБР cразу же после постановления приговора. В этом случае приговор еще не вступит в силу, так как, естественно, он будет обжалован. Однако подсудимые уже будут находиться в тюрьме как осужденные, что противоречит всем законам.
В этом случае их лишают возможности полноценно защищаться, иметь адвоката по найму из Кабардино-Балкарии, знакомого с делом в деталях.
Неясно, предполагают ли всех подсудимых держать в одном месте, или их распределят по разным зонам. Во втором случае становится невозможной работа адвокатов, поскольку многие защищают нескольких лиц, проходящих по делу.
Сами подсудимые не смогут ознакомиться с материалами своего уголовного дела. Ведь возить 1200 томов за каждым тюремное начальство не станет, да и возможности такой у судебных органов нет.
Не говоря уж о том, что все подсудимые будут фактически лишены возможности иметь свидания с родственниками и быстро получать лекарства. А за годы следствия, суда и содержания в камерах здоровье у всех серьезно подорвано.
Напомним, обвиняемые по делу о нападении на Нальчик находятся в камерах размером три на три метра уже 9 лет.
Однажды со стороны Генеральной Прокуратуры РФ уже была произведена попытка вывезти их для проведения уголовного судопроизводства в другом регионе РФ. Однако одобрения это противозаконное действие не получило. Вот и сейчас, по нашей информации, зеленый свет еще не дан.
«Процесс 58-ми» как аргумент или как инструмент?
Было бы странно, если бы на фоне украинских событий и мирового давления на Россию начали настолько очевидно ухудшать общественно-политическую ситуацию в КБР, искусственно ухудшая фон вокруг самого скандального уголовного дела на Северном Кавказе. Тем более, что «дело 58-ми» все эти годы находится под пристальным вниманием крупнейшей правозащитной организации Amnesty International.
Похищение и убийство 31 июля журналиста Тимура Куашева, освещавшего ход слушаний по данному процессу, уже обрело мировое звучание. А если за этим убийством последует столь вопиющая незаконная расправа над подсудимыми, то для многих станет очевидной связь между политической подоплекой убийства и беспрецедентным процессом.
Власти как никогда прежде заинтересованы в том, чтобы использовать данный процесс как инструмент для стабилизации ситуации в КБР и на Северном Кавказе, а не как аргумент для усиления давления на РФ.
Сила власти не в том, чтобы подвергать новым репрессиям людей, находящихся в тюрьме уже девять лет, противозаконно ухудшая их положение и не давая им возможности защищаться. Сила власти в том, чтобы проявлять гуманность и приверженность своим же процессуальным нормам.
Девять лет беззакония
«Дело 58-ми» стало самым массовым за все время существования России. Такой длинной скамьи подсудимых не знала ни дореволюционная, ни советская, ни постсоветская судебная система. Двое подсудимых умерли за это время. Ради этого суда был изменен закон – подобные дела были выведены из юрисдикции суда присяжных.
Из всех, кто проходит по делу, лишь четверо были арестованы с оружием в руках и имели хоть какое-то отношение к мятежу 13 октября в Нальчике.
Все арестованные были подвергнуты пыткам в ходе дознания ради самооговора и оговора других. Фотографии после пыток стали достоянием гласности и были опубликованы целым рядом федеральных СМИ.
У суда нет доказательной базы в отношении подсудимых. В ходе слушаний большинство свидетелей высказались в пользу невиновности обвиняемых. От своих показаний отказались не только те, кого пытали, но даже сотрудники правоохранительных органов. Именно эти обстоятельства подробно освещал в своих репортажах Тимур Куашев в 2013-2014 годах.
Судейская коллегия уже больше полугода пишет приговор в закрытой комнате. При этом другие судьи, не имеющие отношения к делу, продлевают содержание в СИЗО подсудимым, тем самым нарушая закон.
«Процесс 58-ми» за девять лет оброс таким количеством нарушений, что новые вопиющие ужесточения будут свидетельствовать лишь о том, что суд хотят сделать инструментом расправы над мусульманами, а не правосудия.