Кунцевский суд Москвы начал рассматривать дело в отношении неонациста Максима Марцинкевича по кличке Тесак, обвиняемого в разжигании межнациональной розни (часть 1 статьи 282 УК).
Конвой завел его в зал судебного заседания около 14:00. Тесак был одет в черную футболку, голова была гладко выбрита, при этом он отрастил усы подковой.
«Свободы слова в этой стране нет, зато педофилов защищают», — сказал Марцинкевич, увидев присутствовавших в зале журналистов. «Я мало того, что не виновен, меня должны не судить, а наградить и освободить, извинившись. Я так полагаю, что оправдательного приговора быть не может, но посмотрим», — добавил он.
Тесак заявил, что лично поймал 115 педофилов, и еще более двух тысяч — члены организации «Оккупай педофиляй». По словам Марцинкевича, его посадили только за обзор фильмов.
Журналисты поинтересовались, почему обвиняемый отрастил такие усы. «Форма усов — в поддержку русского и украинского народа. Меня очень огорчает, что народы стравливают», — пояснил Тесак, после чего операторов попросили покинуть зал.
Вскоре в зал вошла судья Светлана Ухналева, и процесс начался. Марцинкевич пожаловался, что из-за работы кондиционера он ничего не слышит, и судья выключила его. В помещении довольно скоро стало душно.
Прокурору на оглашение обвинительного заключения потребовалось не более 10 минут. Претензии к Марцинкевичу со стороны силовиков были вызваны тремя видеороликами, размещенными в сентябре прошлого года в социальной сети «ВКонтакте». Речь идет о роликах с названиями «Выкинуть чурок! Предвыборная агитация!», «Тесак о фильме «Сталинград» и ситуации в Бирюлево» и «Тесак о фильме Околофутбола».
Так, некие эксперты, которые смотрели первый ролик, отметили, что призыв «выкинуть чурок» на видео повторяется не менее восьми раз. Это выражение, по их мнению, содержит оскорбление по национальному признаку — уроженцев Средней Азии или Кавказа. Привлекла внимание экспертов и мультипликация на записи, где мужской ботинок бьет деревянную чурку, то есть «осуществлены символические действия, которые положительно оценивают насильственные действия в отношении уроженцев Средней Азии и Кавказа». Экстремистскими эксперты признали и другие выражения, такие как «валить х..ей», «стрелять х…вских подстилок».
— Вам понятно обвинение? — спросила Марцинкевича судья.
— Не до конца оно мне понятно, и я с ним естественно не согласен, — ответил он.
Тесак пояснил, что ему непонятно, кому и чем он угрожал на этих видеозаписях.
Кадр из ролика «Тесак о фильме "Сталинград" и ситуации в Бирюлево». Источник: «ВКонтакте»
Его адвокат Алексей Михальчик (всего у Марцинкевича четверо защитников) заявил, что названные прокурором видеоролики являются обзорами художественных произведений, и все перечисленные гособвинителем высказывания были произнесены в контексте тех или иных персонажей. «Они не содержат признаков разжигания межнациональной розни и угроз насилием», — сказал он.
После этого начались допросы свидетелей, их на заседание пришли двое. Первым в зал вошел Виталий Цимоданов. Он сказал, что знаком с подсудимым 10 лет, и заявил, что испытывает к нему неприязненные отношения. «У меня на него обида, — пояснил свидетель. — Мы договорились заниматься вместе проектом одним, а он уехал на Кубу (там Тесак и был задержан по этому делу — РП)».
— Расскажите об обстоятельствах, которые произошли 8 ноября, — попросил прокурор.
— А что было в тот день? — не понял Цимоданов.
— По какому адресу вы приезжали?
— Именно в тот день не помню.
— Кто в этом доме проживал?
— Люди.
После долгих расспросов выяснилось, что свидетель покупал у Марцинкевича спортивное питание. И однажды, когда он приехал к его дому, его задержали сотрудники полиции. Проект, который они хотели вместе реализовать, заключался в том, чтобы покупать продукты питания в магазинах и отдавать их пожилым людям.
— Вы участвовали в записи видеороликов с участием подсудимого? — интересовался гособвинитель.
— Трижды записывали видеоролики. При ловле преступников, — ответил Цимоданов.
— Вы сотрудник полиции? О каких преступниках может идти речь?
— Предполагаемых педофилов, — поправился свидетель.
В итоге Цимоданов охарактеризовал Тесака как порядочного и добросовестного человека, который «никому не желает зла» и «хочет всем помогать». «Обидно за сложившиеся обстоятельства. Считаю его невиновным», — добавил свидетель.
У Тесака к нему вопросов не было. «Я вообще не понимаю суть допроса Виталия, о чем он может свидетельствовать?» — задался вопросом он. Затем стороны очень долго выясняли, допрашивали ли свидетеля следователи. Оказалось, что единственный раз его допрашивали в полиции после задержания. Цимоданов пояснил, что у него при себе не было документов, и формально его задержали для установления личности. В отделе полиции ему пригрозили 48-часовым задержанием, если он не даст пояснений.
Виталий Цимоданов. Фото: pn14.info
Защита настаивала, что этот допрос нельзя оглашать, так как его проводил не следователь. Прокурор возражал, что допрашивающий Цимоданова оперативник входил в следственную группу.
— Вы в ПНД (психоневрологический диспансер — РП) не состоите? — спросил гособвинитель.
— Нет. Не проверялся, — ответил свидетель.
Наконец, когда к свидетелю вопросы иссякли, и его хотели отпустить, тот неожиданно заявил, что успел пообщаться в коридоре с другим свидетелем. «Бородатый такой, вы его узнаете», — сказал он.
Якобы второй свидетель рассказал Цимоданову, что сотрудники полиции просили его заявить, что именно Тесак размещал видеоролики в Интернете. Цимоданов начал записывать беседу со вторым свидетелем на телефон, но сотрудник центра «Э» прервал их разговор и пригрозил ему восемью годами тюрьмы. В связи с этим Цимоданов просил судью «оградить» его от этого процесса, так как он опасается за свою жизнь, тем более, что однажды его поймали с поддельным водительским удостоверением.
Прокурор назвал слова свидетеля провокацией. Судья же выслушала его и попросила присесть в зале. Пригласили второго свидетеля. В зал вошел светловолосый молодой человек с бородой, представился Кириллом Капюшевским. «Ваша честь, это он», — выкрикнул Цимоданов с места.
Капюшевский рассказал, что не знаком с Марцинкевичем. Однажды он наткнулся на видеоролики с участием Тесака, которые его возмутили. Он захотел, чтобы администрация «ВКонтакте» их удалила, но она не отреагировала. И тогда он написал заявление в полицию. Он признался, что поддерживает цели подсудимого, но не методы. Что именно его возмутило в видеозаписях, Капюшевский четко пояснить не смог.
«Всегда хотел посмотреть на человека, который пишет эти заявления», — заметил Марцинкевич, потирая усы. «Навальный тоже написал заявление, меня посадили. И что с ним теперь? Теперь ты написал заявление. Тебя совесть не мучает?» — это был единственный вопрос подсудимого к свидетелю.
В ходе допроса стороной защиты выяснилось, что заявление Капюшевский фактически составлял вместе с полицейскими, он же эту бумагу потом подписал. «Я просто хотел, чтобы было изъято видео», — говорил свидетель, оправдываясь.
Наконец, судья поинтересовалась, о чем он говорил в коридоре с Цимодановым. «Он попытался объяснить, что мое заявление прямым образом влияет на дело, и стоит ли мне это делать или же стоит отказаться», — пояснил Капюшевский, подчеркнув, что давления на него не оказывали. На этом судья его отпустила.
Следующее заседание состоится 5 августа.
Это уже третье уголовное дело, по которому Тесак проходит обвиняемым. В 2008 году его осудили на три года колонии за неонацистскую провокацию в клубе «Билингва» в феврале 2007 года. Именно по этому поводу оппозиционер Алексей Навальный писал на Марцинкевича заявление в прокуратуру. В 2009 году Тесак был признан виновным в размещении видеозаписи с инсценировкой казни «таджикского наркоторговца». На записи человека в красной куртке и черных брюках с черным пакетом на голове якобы повесили на ветке дерева, а потом сожгли на костре. По совокупности приговоров Тесак получил 3,5 года колонии. На свободу он вышел в 2011 году.