Просвещение

Рамадан в истории. День 9

Взятие крепости Базз — оплота Бабека

9 числа месяца рамадан 222 года хиджры (15 августа 837 г.) выдающийся аббасидский военачальник, герой войн против Византии Афшин вступает со своим войском в крепость Базз, последний оплот предводителя секты хуррамитов Бабека. Это важное событие позволило покончить с распространением безбожных идей маздакизма, остановить убийства мусульман и нанести удар по Византии, которая была союзником сектантов.

После того как Бабек был признан хуррамитами воплощением божества и возглавил их общину в 816 г., он приступает к решительным действиям: по условленному сигналу последователи Бабека вырезают в окрестностях Базза — центра восставших — всех арабов и их сторонников. После этого восстание распространяется на соседние области. Вскоре почти весь Азербайджан оказывается в руках хуррамитов. Отсюда восстание перекидывается в соседние иранские области — Джабиль и Хорасан. В начале 820-х гг. Бабек вступил в союз с армянскими соседями против мусульман. Например, он вступил в союз с владетелем Сюника Васаком и помог ему изгнать всех арабов. Бабек везде действовал по одному сценарию — все захваченные укрепления сносились, а гарнизон и мусульманское население вместе с сочувствующими им жестоко вырезались. По сообщениям историков на протяжении двадцати лет восстания последователи Бабека вырезали более 200 тысяч (!) мусульман. Для борьбы с Бабеком халиф Мамун организовал пять военных походов, но военачальники терпели поражения. Бабек избегал открыто вступать в схватку с войсками халифа, предпочитая вести партизанские действия.

В момент наивысшего могущества Бабек взял под контроль не только весь Азербайджан, но и часть Хорасана. Количество его сторонников достигало 300 тысяч человек. Отвлечение мусульман на войну с Византией и борьбу с восстанием в Египте (830—833) дало Бабеку возможность спокойно закреплять свои завоевания и заниматься внутренними делами. В летописях современники отмечали, что хуррамиты проводили время в сатанинских увеселениях. Так, Абу-Музаффар Исфараини пишет: «Бабекиты обоего пола собираются в одну из ночей года на той горе для совершения всяких порочных дел, с музыкой и вином. Затем они гасят светильники, и каждый из них идет к одной из женщин». При чем помимо прелюбодеяний хуррамиты также допускали кровосмесительные браки подобно древним зороастрийцам.

В 833 году халиф Мамун умер, оставив наследником престола своего брата Мутасима. Для того, чтобы подавить восстание Бабека новый халиф был вынужден заключить мир с Византией. Чтобы покончить с движением хуррамитов Мутасим реорганизовал армию и создал наёмное войско, в основном из тюрок. Великолепные воины, привыкшие к суровому образу жизни, тюрки сыграли основную роль в деле победы Мутасима над Бабеком. Столицу со своим тюркским окружением Мутасим перевел из Багдада в Самарру.

В сражении у Хамадана Бабек потерпел первое сокрушительное поражение. Значительная часть войска Бабека погибла, остальная спаслась бегством в Византии, где она перешла в христианство. Бабек тоже спасся бегством и, достигнув Базза, начал набирать новые войска. Однако разгром под Хамаданом сильно подорвал авторитет Бабека — многие крестьяне потеряли веру в его “божественное” происхождение и стали расходиться по домам.

Для завершения военной кампании халиф Мутасим объявил новый набор войск и поручил командование одному из самых талантливых полководцев Хайдару ибн Кавусу аль-Афшину. Это был один из самых энергичных военачальников халифа, прославившийся в войне с Византией. Новый командующий с самого начала выбрал правильную тактику против партизанского движения Бабека — тактику медленного затягивания петли вокруг Базза.

Весной 836 года Афшин вступил в Азербайджан. Первое сражение Афшина с Бабеком произошло недалеко от города Ардабиля. Бабек был разбит и бежал. В течение двух следующих лет Афшин продолжал воевать с Бабеком. Он проявил настойчивость в войне и ему удалось оттеснить Бабека в ал-Базз.

Двигаясь по горным, труднодоступным тропам, Афшин достиг входа в ущелье, ведущего к Баззу. Бабек не решился на сражение в открытом поле. Афшин, тоже будучи не уверенным в возможности успешного штурма неприступной крепости, выжидал, надеясь каким-либо путём «выманить» Бабека из крепости.

К концу зимы Мутасим послал Афшину в подкрепление корпус в девять тысяч тюркских воинов. Положение Бабека сильно ухудшилось. Глава безбожников попросил помощи у византийского императора Феофила. Получив письмо, Феофил начал военные действия против Халифата, учинив резню мусульман в ряде городов, в том числе и Запетре. Однако Мутасим, несмотря на временные неудачи в войне с Византией, не отозвал ни одного воина из Азербайджана, потребовав от Афшина завершения порученного ему дела.

Войско Афшина приступило к штурму крепости. Желая как-то выиграть время, Бабек потребовал письменные гарантии своей безопасности от самого халифа. Желая сохранить жизни мусульманских воинов, Афшин дал согласие на это и послал гонцов в столицу Халифата. Когда Бабек увидел, что у него нет больше сил для войны, он вышел из своего города и бежал с 20 своими людьми. Он добрался до города Казадж переодетым, чтобы его не узнали, намереваясь укрыться на территории своего союзника — Византии.

Афшин, узнав о бегстве Бабека, 9 числа месяца рамадан 222 года хиджры вступил в крепость Базз и приказал снести её до основания. В крепости были найдены несметные богатства, награбленные Бабеком за 20 лет восстания.

Однако, хвала Аллаху, добраться до Константинополя Бабеку не удалось. Остановившись в Арцахе у армянского князя Сахла Смбатяна, Бабек был фактически выдан Афшину: он был схвачен посланным Афшином отрядом во время устроенной Сахлом охоты. Афшин вместе с Бабеком отправился к Мутасиму, который приказал четвертовать Бабека. Хвала Аллаху, Который положил конец этой смуте, подобно гангрене разъедавшей внутренние силы Халифата.

Однако, к великому сожалению, до сих пор некоторые люди в Азербайджане считают Бабека национальным героем — борцом за национальную свободу азербайджанцев, хотя сам этот безбожник ни этническим происхождением (он был персом), ни религией (он был зороастрийцем-маздакитом) не имеет никакого отношения к азербайджанцам. Не удивительно, что образ одного безбожника стали систематически внедрять в сознание азербайджанского народа другие безбожники: героический ореол вокруг Бабека начали создавать коммунисты во время Великой Отечественной войны вскоре после оккупации советской армией Иранского Азербайджана.

Коммунистическая пропаганда усиленно эксплуатировала образ Бабека как борца за национальную независимость и после войны: на протяжении десятков лет о палаче сотен тысяч мусульман писались книги, ему воздвигались памятники, о нем снимались кинофильмы, в его честь назывались райцентры и улицы городов. Примечательно, что антиисламская деятельность Бабека получила признание не только среди коммунистов, но и рафидитов. В частности, персидский историк С. Нафиси в своей книге «Герой Азербайджана — Бабек Хоррамдин» назвал Бабека «одним из великих людей иранской земли», и «одним из национальных героев Ирана, обеспечивших его бессмертие». Комментарии, как говорится, излишни.

Комментарии 0