Появление Таная Чолнахова на российском мусульманском поприще столь же стремительно, как и трудно объяснимо. Откуда он взялся, куда призывает идти и, самое главное, что или, точнее, кто им двигает? Амбиции, жажда денег и власти или все проще – служба, что называется, такая?
Если биографии других религиозных деятелей открыты, то Чолханов – это настоящий «мусульманский Мистер X». Но шило в мешке не утаишь. Кое-что нам выяснить все же удалось.
Чолханов позиционирует себя как религиозного деятеля, ученого и публициста. До недавнего времени был помощником петербургского имама-мухтасиба, ахундом Центрального казачьего войска и работал в структуре Духовного управления мусульман Европейской части России. Увлекается пантюркизмом, утверждает, что создал концепцию – неочингизизма. Сейчас он перебрался в Крым, где неожиданно начал активное сотрудничество с силами, не скрывающими своего негативного отношения к Исламу и мусульманам.
Если год назад Танай содействовал полицейским гонениям на русских мусульман в Петербурге, то сегодня он обвиняет Совет муфтиев России в экстремизме и чуть ли не шпионаже. В прессе наделал шум его публичный разрыв с бывшими коллегами за якобы антигосударственную деятельность, что до сих пор раскручивается антиисламскими ресурсами в Интернете.
От смены имени сумма не меняется?
Молодой человек появился в Санкт-Петербурге внезапно. Почти, как «великий комбинатор» в Старгороде.
Приехал он из Воронежа. Подробности нам не известны. Только Танай был тогда еще совсем не Танаем, а Юрием, и не Чолхановым, а Сапожниковым. (Документальное подтверждение, которое автор приложил к статье, не публикуется во исполнение закона о неразглашении персональных данных - прим. ред.).
Если он принял Ислам и решил взять себе новое имя, то почему предпочел то, которое никак не укоренено в исламской традиции? Все-таки рекомендуется, согласно Сунне, брать имена пророков, сподвижников, те, что содержат имя Аллаха и т.д."
Танай же в переводе с татарского - «предрассветный месяц». Это уже, скорее, ближе к доисламской тюркской и даже языческой традиции. А если с санскрита, то «Танай» значит – «сын».
Но самое интересное, зачем Сапожников вдруг решил быть Чолхановым? На русофоба русский Юрий вроде не похож, а Ислам вообще запрещает менять фамилии. В Коране говорится, что нельзя выдавать себя за представителя другого рода, не того, из которого человек происходит. Так, почему вдруг Чолхановы лучше Сапожниковых?
Возможно, конечно, Юра вдруг решил стать пантюркистом, поборником степной и кочевой традиции, полюбил кумыс и конину. Не исключено, в нем заиграли, как говорят, гены – кто-то из его предков или родителей имел или имеет тюркскую кровь.
Это, конечно, его дело – кого и что любить, какое имя носить. В конце концов, может быть, Юра с детства мечтал быть Танаем Чолхановым. И все тут - мечта у человека такая. Имеет право. Однако в таком случае он, скорее, должен был прийти в тюркскую этно-культурную, а не религиозную, исламскую организацию.
Но бывает, что человек на каком-то этапе уверовал. Тогда спрашивается, зачем Танай два года выдавал себя не за того, кто он есть на самом деле, вводя единоверцев в заблуждение. Ведь в Исламе вообще не важна национальность человека, какие гены у него в крови и какие имя и фамилию он носит.
Чолханов ничем не лучше Сапожникова. Все определяется праведными деяниями. И если человек уверовал по-настоящему, то даже имя менять не обязательно, тем более паспорт.
Никто не ставит под сомнение вероисповедание Юрия-Таная. За это он будет нести ответ перед Всевышним.
Речь о странных манипуляциях, которые до боли напоминают похождения Остапа Бендера, сына турецкоподанного, кстати. У того, как известно, от перемены мест слагаемых, в том числе в официальных документах, сумма не менялась. Есть подозрение, что в случае с Сапожниковым-Чолхановым все примерно то же самое.
А хазрат-то не настоящий!!!
Думал Танай, что ФИО-финт проканает, что называется. Он сблизился с местной мусульманской общиной и даже занял должность помощника петербургского имама-мухтасиба Мунира Беюсова. Стал называть себя «хазратом», не имея никакого религиозного образования.
Единоверцы пытались посодействовать неученому воронежскому парню в обретении исламских знаний, видя его стремление проявить себя на религиозном поприще. Но дальше первого курса Московского исламского университета он не пошел. Вектор устремлений молодого дарования, как выяснилось, был далек от духовности.
Что-то фрейдистское
Известность в узких кругах Танай Чолханов впервые получил в связи с «делом петербургского НОРМ». Летом 2013 года он активно поучаствовал в том, чтобы сотрудники соответствующих органов обратили самое пристальное внимание на активистов организации. Прошли обыски. Неформальный лидер русского мусульманского движения в городе на Неве Максим Байдак после задержания эмигрировал за границу.
Сам Чолханов никогда не скрывал неприязни и своей роли в случившемся. Подтверждают это и пострадавшие.
Мы не беремся глубоко копаться в причинах нелюбви русского мусульманина Юры Сапожникова к другим русским мусульманам. Кажется, в этом есть что-то фрейдистское. Случается, что люди, проявляя жесткую неприязнь чего и кого-либо, пытаются, на самом деле, таким образом всячески подавить что-то в себе, то, что им самим не нравится. Становятся, что называется, святее Папы Римского.
Так, многие лидеры нацизма - говорят даже, что сам Гитлер - имели еврейскую кровь разной степени. Специалисты по психоанализу именно личными мотивами объясняют их звериный антисемитизм.
Но не в этом суть. Еще незадолго до гонений и обысков неофит Чолханов вполне себе находил общий язык с другими русскими мусульманами. Общность духовных поисков не могла не сближать. Проводили совместные мероприятия. Поддерживали, как минимум, рабочие контакты. Все изменилось к лету 2013.
На фото Чолханов выступает на совместной с русскими мусульманами конференции. В президиуме М. Байдак |
Казачок-то засланный
Сейчас, находясь в Крыму, Чолханов продолжает именовать себя странным званием «имам-ахунд Центрального казачьего войска». Именно так он подписывает свои «разоблачительные» статьи, размещаемые на исламофобских ресурсах, и так он себя представляет на совместных заседаниях с профессиональными исламофобами.
Т. Чоханов и М. Беюсов с казаками |
В свое время Юрий-Танай действительно был делегирован в Казачье войско в качестве ахунда-имама от Совета муфтиев России. Но, будучи помощником Беюсова, Чолханов не справился со своими обязанностями, за что глава ЦКВ лишил его должности. Соответствующий приказ атамана Валерий Налимова размещен на сайте организации:http://www.ckwrf.ru/novosti/94/.
Говорят, что Сапожников завел странные интриги среди казаков, что им не понравилось. После серии предупреждений атаман, в конце концов, и был вынужден махнуть ногайкой.
Из реконструкторов в «ваххабиты»
Любовь к армии, военной форме и ратному делу у Юрия давняя. Друзья до сих пор обращаются к нему по кличке «сапог».
Еще до приезда в Питер он был организатором военно-исторического и фольклорного фестиваля «Червленый яр» на территории Воронежской области. До сих пор «В контакте» висит его призыв провести историческую реконструкцию:http://vk.com/club17323537.
Сапожников с другими участниками исторической реконструкции |
Сапожников с другими участниками исторической реконструкции |
«Червленый яр» запомнился не только яркими костюмами, ночевками в палатках и посиделками у костра, но и лихими ударами мечами друг друга любителями седой, в том числе языческой, старины. Что там случилось с Юрием, отчего веселый массовик затейник ударился в туранизм, увлекся Чингиз-ханом, а потом пришел к тем, кого очень скоро обозвал экстремистами, сказать трудно. В пору вспомнить царя Соломона с его сакраментальным: «Приумноживший знаний, приумножит скорбь».
Змей Горыныч «о трех головах, о семи хвостах»
После вхождения Крыма в состав России Чолханов вдруг оказался на полуострове. Там он вступил в пророссийскую организацию крымских татар «Милли фирка» («Национальная партия) и принялся метать гром и молнии в своих недавних друзей и коллег по Совету муфтиев России. Видимо, крымским татарином Сапожников думает стать примерно также, как Танаем Чолхановым. Отечественное законодательство не ограничивает гражданина в праве менять имя и фамилию бессчетное число раз.
Примечательно, что в новом амплуа ему активно содействует Роман Силантьев, официально - глава Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, а неофициально - ведущий специалист по организации антиисламских кампаний любого рода и жанра по заказу различных могущественных фигур.
То ли Сапожников прошел кастинг Силантьева, то ли сам Силантьев его приметил, то ли их обоих связывают какие-то потаенные нити, можно только догадываться. Сегодня и тот, и другой, неведомой силой переброшены в Крым на «самый ответственный участок» для некоторых ведомств, на «крымских татар».
По ходу дела заметим, что пока эти усилия по факту оборачиваются ростом напряженности на полуострове. А все попытки налаживания конструктивного сотрудничества государства с подавляющим большинством крымских татар, которые в числе прочих предпринимает Совет муфтиев, жестко срываются.
Силантьев дает пресс-конференцию в Симферополе |
С недавних пор сам Силантьев прекратил лично выступать с обильными нападками на мусульманские организации. В основном он использует актеров-статистов, например Раиса Сулейманова, не так давно снятого после серии громких скандалов с должности руководителя Приволжского филиала Российского института стратегических исследований. Таким же рупором стал псевдоказачий ахунд Юра Сапожников.
Т. Чолханов с крымчанами |
Логика понятна: самому доценту Силантьеву не с руки воевать с мусульманами. Действительно, выглядит странно, когда сотрудник Русской православной церкви плодит интриги и стравливает мусульман, уча их, как и во что верить и как жить. Для этих целей куда эффективнее использовать товарищей с этническими мусульманскими ФИО. Вот и получается Змей Горыныч «о трех головах, о семи хвостах», как описывается чудище в древнерусских сказаниях.
Только есть проблемка. Если казанец Раис Сулейманов по паспорту действительно Раис Сулейманов, а не Рамон Соломон, как думают некоторые, то Танай Чолханов еще недавно был простым воронежским парнем Юрой Сапожниковым. Но Чолханов оказался все равно кстати. Силантьев, может, и поморщился, да и взял его в оборот. Ведь если с оппозиционным Меджлисом крымско-татарского народа борется «Милли фирка», то вот против муфтията полуострова бросить совсем некого.
Как ни крути, нет подконтрольных исламофобам враждебных Духовному управлению мусульман Крыма фигур, которые хоть как-то можно выдать за религиозных деятелей. Тут и пригодился Сапожников. На безрыбье, что говорить, и рак рыба. Сейчас на полуострове и имам – не имам, и хазрат - ненастоящий, сгодится.