На днях Ингушетия отметила 22-ю годовщину со дня образования в составе России. По этому поводу президент республики Юнус-Бек Евкуров выдал на-гора очередную порцию радужных прожектов: инвесторы, развитие туризма, мегастройки, фруктовые сады. В реальности же ситуация в регионе продолжает оставаться напряженной — фактически здесь продолжается необъявленная гражданская война.
В рейтинге глав российских регионов, умеющих пускать пыль в глаза, президент Ингушетии, пожалуй, был бы на первом месте. В республике продолжают эксплуатировать идеи патриотизма и преданности Родине на фоне убийств мирных жителей, похищений, межклановых конфликтов и политических интриг. А позитивные изменения в экономике присутствуют по большей части на уровне разговоров и отчетов перед федеральным центром.
Еще совсем недавно ингушские власти уверяли: после ликвидации 24 мая «последнего» амира Артура Гетагажева в регионе воцарится долгожданный мир. Об этом в многочисленных интервью восторженно говорили сам Юнус-Бек Евкуров и глава ингушского Совбеза Алихан Кузьгов, объявившие бандподполье ликвидированным. Пособников боевиков призвали на явку с повинной, пообещав снисхождение. Но никто не пришел сдаваться.
Да и «мир» продлился лишь несколько дней: 2 июня в Сунженском районе были ранены восемь и убит один военнослужащий из-за подрывов фугасов. А самым вопиющим стало нападение 6 июня в Назрани: двое боевиков на проходной Ингушской республиканской больницы (ИРКБ) расстреляли сотрудников полиции, пытаясь выкрасть тело Артура Гетагажева.
Даже на День республики, по данным СМИ, группа боевиков намеревалась использовать шахида-смертника для совершения теракта. Но президента Евкурова эти разговоры расстраивают — ведь вероятное ЧП удалось предотвратить. Ингушский руководитель вообще мечтает ездить не в бронированном, а в обычном автомобиле и без охраны. Он привычно (как повелось с 2008 года, после его назначения) рассуждает о блестящем будущем Ингушетии, без терактов и коррупции, о том, как хлынет туристический поток в Джейрахский район, Магас превратится в город-сад, а инвесторы выстроятся в очередь с чемоданами денег.
Волну оптимизма президенту Ингушетии помогают транслировать некоторые лояльные СМИ, однако все разбивается о мрачную реальность. Которую, судя по всему, местные чиновники пытаются всячески завуалировать. По словам депутата Народного собрания республики Ахмеда Белхороева, вместо того чтобы решать социально-экономические проблемы региона, Юнус-Бек Евкуров тратит силы на борьбу с политическими оппонентами. «Федеральная служба безопасности прилагает все усилия для борьбы с терроризмом, — приводят слова депутата «Известия». — Но руководство республики ничего не делает в этом направлении. Нет долгосрочных программ противодействия экстремизму. Республика погрязла в коррупции. Здесь не соблюдаются ни федеральные законы, ни Основной закон страны. Хищение бюджетных средств — это норма. Это приводит к тому, что многие люди не видят иного пути, кроме как войти в ряды террористов».
Проблема в том, говорит Белхороев, что постоянно занижаются цифры по безработице, не создаются рабочие места, зато повышаются другие показатели. При этом ингушская казна остается одной из самых дотационных в России. За первый квартал нынешнего года, по данным «Ингушетиястат», доходы республиканского бюджета составили 4,8 млрд рублей, из которых 4,4 млрд (то есть более 92%) пришлись на безвозмездные поступления из федерального бюджета. Мало того, весной этого года Центр одобрил выделение Ингушетии дополнительных 9 млрд рублей. Которые, судя по всему, опять вылетят в коррупционную «трубу»?
Да и о каких экономических достижениях можно говорить, если многие ингушские чиновники, похоже, думают лишь о собственном кармане? В начале 2014 года управление Генпрокуратуры по СКФО провело в республике проверку, в ходе которой были выявлены грубейшие финансовые нарушения, которые могут довести до срыва ФЦП по развитию региона. Готовность большинства объектов, которые, по чиновным отчетам, находятся в финальной стадии реализации, оказалась такой только на бумаге.
Активисты также приводят несколько примеров нецелевого расходования бюджетных средств — по их данным, при строительстве жилья для переселения жителей из оползневой зоны Малгобекского района; нескольких овце-товарных ферм; ветеринарных лечебниц; Комбината детского питания; реконструкции аэропорта «Магас» и на некоторых других проектах непонятно как расходовались более 7 млрд 122 млн рублей.
Сам Евкуров говорит, что коррупция в его регионе если не искоренена, то минимизирована. По крайней мере, в отношении его окружения и всех министерств. Интересно, как в этом случае он объяснит то, что главой ГИБДД РИ (по данным официального сайта) до сих пор числится Алаудин Накастхоев, в отношении которого еще в ноябре 2013 года было возбуждено уголовное дело? Его и еще нескольких сотрудников дорожной полиции подозревали в регистрации нерастаможенных иномарок.
По информации Life News, следователи обыскали «дом главы ГИБДД Ингушетии — полковника полиции Алаудина Накастхоева… также прошли обыски в домах еще 19 сотрудников ГИБДД Ингушетии… В ходе обысков у начальника ГИБДД и его посредника изъято более трех миллионов рублей, а также ПТС на различные автомобили. Кроме того, по информации источника, близкого к следствию, предполагаемая ежедневная прибыль мошенников составляла около двух миллионов рублей.
Проблема региона еще и в том, что на многие ключевые должности в нем назначены близкие родственники ингушского руководства. «К примеру, не так давно стало известно, что в государственных и муниципальных учреждениях Ингушетии выявлено 299 сотрудников, имеющих родственные связи с начальством», — сообщает агентство «Росбалт». При этом руководство республики демонстративно и не покладая рук вроде бы борется с коррупцией. На заседании правительства в ноябре прошлого года секретарь Совета безопасности Ингушетии Алихан Кузьгов констатировал, что за 10 месяцев 2013 года «правоохранительными органами выявлено 61 преступление коррупционной направленности, из них по фактам взяточничества — 29 преступлений». И тут же было отмечено: к реальному сроку лишения свободы удалось привлечь всего лишь двух подозреваемых, 5 лиц были осуждены условно, 35 человек отделались штрафами. Получается, за 61 доказанное преступление осудили лишь двоих «стрелочников»?
Терроризм, аферы со строительством и материнским капиталом, небывалый расцвет коррупции — это реальные картины из жизни Ингушетии. А ведь еще в 2008 году на Юнус-Бека Евкурова возлагались большие надежды, как на Героя России, непримиримого борца с коррупцией и терроризмом! Но дошло до того, что многострадальный регион с 2009 по 2012 год (более свежих данных, увы, нет) лишился шести прибыльных промышленных предприятий из девяти, доведена до убытков даже сфера по добыче полезных ископаемых, зато в 16,5 раза выросла «коммуналка» и были «отредактированы» сметы на содержание чиновников. Год за годом Ингушетия «доит» федеральный центр, имитируя какие-то призрачные экономические успехи.
Неизвестно, что думают об «успехах» Евкурова в Москве, но в Ингушетии он явно испытывает дефицит авторитета, считают эксперты. Потеря управления приводит к невозможности проведения каких-либо реформ в регионе. И если Юнус-Бек Баматгиреевич не понимает, что он уже потерял контроль на вверенной ему территории, что республика переживает экономическую деградацию при неумолимо растущих криминале и коррупции — ему, видимо, еще очень долго придется ездить в бронеавтомобиле.