Экс-генсек Организации исламской солидарности (ОИС) Экмелледин Ихсаноглу выдвинут единым кандидатом в президенты от турецкой оппозиции на грядущих в августе выборах. Правда, сам он своего участия в избирательной гонке не подтвердил. Ихсаноглу только по-восточному хитро поблагодарил Народно-республиканскую партию (НРП) и Партию националистического движения (ПНД) за столь серьезное предложение. Наш обозреватель политолог Абдулла Ринат Мухаметов считает, что неожиданный и нестандартный ход турецкой оппозиции, по сути, означает признание ею досрочной победы нынешнего премьера Реджепа Тайипа Эрдагана и его курса.
Бывший генеральный секретарь ОИК заявил, что для него большая честь стать "центром компромисса". Также он добавил, что в таком большом государстве найдется немало людей, качества которых позволили бы им быть достойными "высокой светской должности" главы государства, а также исполнять свои обязанности добросовестно.
Процедура регистрации в президенты уже стартовала. Оппозиция надеется, что Ихсаноглу официально выдвинется в ближайшее время. Однако многие наблюдатели серьезно в этом сомневаются.
Экс-генеральный секретарь ОИС пользуется в Турции большим уважением. Он авторитетный политик и ученый. Ихсаноглу родился в 1943 году в Каире. Всю свою жизнь отдал изучению тюркской истории и культуры, а также налаживанию конструктивных отношений исламского мира с Западом.
Ихсаноглу возглавлял ОИС на протяжении десяти лет – с 2004 по 2014 год. В середине «нулевых» он оказал серьезное содействие России в получении места наблюдателя в этой одной из крупнейших межгосударственных организаций мира. Генсек всегда уделял особое внимание развитию отношений исламского мира с нашей страной. Благодаря ему, реализовано несколько масштабных проектов в Татарстане.
В оппозиции заговорили о поиске компромиссного кандидата после муниципальных выборов, состоявшихся в конце весны. Тогда правящая происламская Партия справедливости и развития (ПСР) завоевала 43 процента голосов избирателей, в то время как результаты ее оппонентов, несмотря на серьезную предвыборную кампанию, особого оптимизма не внушили.
Пока что официально не объявлено, кого выставит в кандидаты правящая партия. Мало, кто сомневается, что это будет Тайип Эрдоган, который уже не раз подтверждал свое намерение стать первым президентом страны, избранным в ходе прямого голосования.
Пост главы государства для премьера при действующих законодательстве и уставе Партии справедливости и развития - единственный шанс остаться в политике после 2015. Именно на этот год запланированы выборы в парламент.
С одной стороны, выдвижение Ихсаноглу – это действительно серьезная заявка, если не на победу, то на конкуренцию Эрдогану, по всем опросам на голову опережающему своих противников. Возможно, он самый сильный из его потенциальных оппонентов по президентской гонке.
Иными словами, участие бывшего генсека ОИС в выборах стало бы худшим вариантом для нынешнего премьера, но, безусловно, не худшим для Турции. Ихсаноглу заметно выигрывает в сравнении с лидерами НРП, ПНД и других партий.
Но, с другой стороны, реальных шансов на победу у бывшего генсека мало. Оппозиционный электорат не воспринимает его в качестве своего кандидата и, скорее всего, проигнорирует.
Ведь Ихсаноглу тоже умеренный исламист, как Эрдоган. Выходец из той же среды, что и нынешний премьер. По большому счету, он мало, чем отличается от респектабельных политиков из ПСР. В свое время именно последние и пролоббировали его на пост главы ОИС. А те, кто сейчас всеми силами пытается не допустить Эрдогана в президенты, в основном опираются на секуляристски настроенную часть общества, на радикально-светских либералов, националистов и левых.
Предлагать им в качестве главы государства Ихсаноглу – то же самое, как в России выставлять единым кандидатом от системной и «болотной» оппозиции, скажем, Сергея Лаврова или Сергея Шойгу. Они, безусловно, люди популярные. Возможно, даже, могли бы потягаться с Владимиром Путиным. Но не то, что их победа, даже само участие в выборах – почти фантастика. Я уже не говорю, как подобный шаг воспримет оппозиционный избиратель.
Выдвигая Ихсаноглу, оппозиция бросает перчатку Эрдогану на его же поле. По сути, НРП и ПНД, оставляют свой электорат, будучи почему-то стопроцентно уверенными в его лояльности, ради борьбы за избирателя ПСР, причем используют против Эрдогана его же, а не свои идеи.
Однако в Турции общество куда более политизировано, чем в России. При наличии действительно независимых СМИ реакцию искушенного избирателя на неожиданный финт оппозиции предсказать трудно.
Неудивительно, что Исханоглу ловко ушел от предложения, от которого, по замыслу противников Эрдогана, нельзя было отказаться. Опытный политик и просто мудрый человек, он как никто другой понимает, что обращение к нему – это, по большому счету, политическая авантюра.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что строить политику на столь зыбкой почве, - чревато быстрым провалом. Ихсаноглу выдвинули силы, которые не просто противники, а зачастую принципиально враждебные друг другу. При этом никакой уверенности в том, что оппозиционный электорат их послушает, нет.
Всю эту разнородную массу объединяет лишь неприязнь к Эрдогану. Недоказанные обвинения в коррупции - единственный аргумент, что называется, по существу против премьера, который они могут использовать.
И вряд ли, странные метания НРП и ПНД, бессильных остановить избрание своего оппонента, прибавят им поддержки. Скорее, призыв возглавить оппозицию к человеку со взглядами, близкими к столь ненавистному Эрдогану, заставят ее нынешних сторонников окончательно разочароваться в своих лидерах.
Если же пофантазировать и предположить, что Ихсаноглу становится президентом, то тогда надо допустить сразу же после победы углубление противостояния внутри вчера еще единого блока. НРП и ПНД выдвигают бывшего генсека, человека чуждого им по взглядам и образу жизни, как заведомо слабую фигуру, у которого нет своей партии, а, значит, политической опоры в элите и в массах. Понятно, что они рассчитывают управлять из-за его спины, что бывшему генсеку ОИС, скорее всего, не понравится.
Но главное для оппозиции сейчас – во что бы то ни стало любыми средствами свалить Эрдогана. Вопрос уже перешел в плоскость личного противостояния.
В общем, для всех сторон проект «компромиссный кандидат турецкой оппозиции» - это временный брак по расчету. Мало вероятно, что Ихсаноглу захочет сыграть в нем роль бедной невестой без сильной семьи за спиной и солидного приданного.
Но самое интересное и важное даже не в этом. Выдвижение умеренного исламиста в президенты от секуляристской оппозиции, по сути, означает полную и досрочную победу Эрдогана. Пусть пока не его лично, но его курса - однозначно. Последний стал магистральным в турецкой внутренней и внешней политике на многие и многие годы вперед.
Ведь окажись бывший генсек ОИС президентом, он будет проводить ту же политику, что и нынешний премьер и ПСР в целом. Это будет курс Эрдогана без самого Эрдогана. Разногласия между двумя политиками – чисто стилистические.
Оппозиция, призывая Ихсаноглу ее возглавить, открыто признает, что альтернативы той стратегии, которую реализовывала Турция в последнее десятилетие, нет. Декларировать что-либо другое на общегосударственном уровне бесперспективно – это не найдет поддержки в населении.
Так оппозиция сама фактически расписалась под курсом Эрдогана. Выдвижением Ихсаноглу НРП и ПНД еще раз подчеркнули, что дискуссия может вестись только о персоналиях, которые будут выполнять заданную премьером программу. Это, если хотите, фол последней надежды. На лицо глубочайший кризис противников ПСР. Политически они больше не существуют, остались только личные отношения и эмоции.