Правительство ищет $55 млрд на докапитализацию «Газпрома». Необходимые для строительства газопровода в Китай средства профильные ведомства предлагают взять из Фонда национального благосостояния (ФНБ), золотовалютных резервов (ЗВР), а также через инструмент дешевых кредитов. Кроме того, для финансирования проекта может быть создана специальная «дочка» газовой монополии.
Докапитализировать «Газпром» президент Владимир Путин предложил в начале июня на заседании президентской комиссии по развитию ТЭК. Средства нужны монополии, чтобы компенсировать стоимость строительства новой инфраструктуры, в том числе трубопровода, необходимого для поставок российского газа в Китай. В конце мая «Газпром» и китайская CNPC подписали контракт на поставку в Китай 38 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. Общая стоимость поставок газа в Китай составит $400 млрд. Также сторонам удалось предварительно согласовать размер аванса за газ — $25 млрд, которые, как предполагается, могут быть направлены на строительство инфраструктуры.
Однако соглашение с КНР о предоставлении $25 млрд авансом не носит обязывающего характера, и нельзя исключать, что китайцы средства не предоставят, отмечает аналитик ИК «Анкор Инвест» Сергей Вахрамеев. «Собственно, отчасти из-за этого и возникла идея о докапитализации», — поясняет эксперт. По его оценке, со стороны российского государства придется обеспечить не менее половины необходимой для реализации проекта суммы.
Национальное благосостояние «национальному достоянию»
Одним из возможных источников докапитализации «Газпрома» может стать Фонд национального благосостояния России (ФНБ): использовать деньги фонда на эти цели предложил министр экономического развития России Алексей Улюкаев. По словам Улюкаева, у правительства уже есть необходимая правовая база для принятия соответствующего решения, а деньги из ФНБ могут быть использованы для реализации различных инвестиционных проектов, в том числе строительства газопровода в Китай. При этом министр отметил, что «ФНБ не должен быть единственным источником для этого». «Он должен использоваться вместе с другими средствами, в том числе заемными, которые компания может взять на рынке, и так далее», — отметил Улюкаев.
«Решение о возможном выделении средств на докапитализацию «Газпрома» за счет бюджетных источников пока находится в стадии проработки внутри министерства», — отметили «Газете.Ru» в МЭР.
После согласования позиции внутри МЭР ведомство предоставит свои предложения Минфину для дальнейшего обсуждения этой инициативы. Однако конкретных сроков принятия окончательного решения пока нет, отмечает источник в аппарате правительства.
ФНБ был сформирован в феврале 2008 года в результате разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Фонд формируется из излишков нефтегазовых доходов, оставшихся после наполнения Резервного фонда до определенного размера. Основной целью ФНБ является обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).
По данным Минфина, на 1 июня 2014 года размер ФНБ составлял около 3,03 трлн руб. (около $89 млрд).
Другим возможным вариантом докапитализации «Газпрома» является использование золотовалютных резервов. О возможности использовать ЗВР, в частности, высказывался президент Владимир Путин. «Использование ЗВР для этих целей — это только один из возможных вариантов. В случае необходимости, «Газпром» может легко «поднять» деньги с рынка», — отметил Путин. На 1 июня 2014 года объем ЗВР составляет $467 млрд, из них $410 млрд — резервы в иностранной валюте, а $43,4 млрд — монетарное золото. Еще $8,7 млрд хранятся в виде специальных прав заимствования, а оставшиеся $4,1 млрд находятся в резервной позиции в МВФ.
Кредитовать нельзя докапитализировать
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сомневаются в необходимости финансирования «Газпрома» за счет бюджета. «Докапитализация «Газпрома» за счет государственных средств не имеет смысла, — комментирует директор аналитической компании Small Letters Виталий Крюков. — Монополия вполне может самостоятельно изыскать средства. Операционный денежный поток «Газпрома» составляет около $50 млрд в год, свободный денежный поток — порядка $10 млрд в год. При этом соотношение чистого долга к EBITDA компании составляет лишь 0,6. Увеличение этого показателя до 1 и даже выше никак не повлияет на деятельность компании. У «Роснефти» чистый долг к EBITDA был 2, но акции компании продолжали пользоваться спросом».
Допэмиссия за счет госсредств — плохая новость и для миноритариев «Газпрома». Дело в том, что бумаги «Газпрома» уже сейчас недооценены в три-четыре раза, а допэмиссия будет проводиться по нынешней цене, что не только размоет долю миноритарных акционеров, но и приведет к еще большему снижению фундаментальной стоимости акций. На сегодня, учитывая курс ЦБ, капитализация «Газпрома» равняется $99,9 млрд, или 3,44 трлн руб.
«Газпром легко справится с финансированием проекта по поставкам газа в Китай самостоятельно, за счет собственных денежных потоков, — говорит «Газете.Ru» один из миноритариев «Газпрома». — Однако в этом случае «Газпрому» придется «ужаться» по другим направлениям, и, скорее всего, сократить в ближайшие годы выплату дивидендов. Очевидно, поэтому и компания, и власти хотят переложить затраты с компании на другие источники».
«Дочки»-матери
Однако, возможно, правительство пойдет по другому пути и направит средства из ФНБ на создание дочерней компании «Газпрома», которая, в свою очередь, и займется строительством необходимый инфраструктуры, предположил 11 июня Улюкаев.
«Наверное, это не является в чистом виде докапитализацией «Газпрома». Может быть создано SPV «Газпрома» и вхождение в капитал этого SPV», — сказал он.
«Речь идет о создании проектной компании, которая, собственно, и будет заниматься строительством газопровода и освоением месторождений, — поясняет аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин. — Это весьма распространенная практика: проектные компании — основной инструмент реализации крупных проектов».
По словам Кокина, «Газпром» будет контролировать эту структуру, и именно в ее уставный капитал, а не в уставный капитал «Газпрома» пойдут госсредства. «Это сразу снимет вопрос о размывании доли миноритариев, а также о справедливости оценки акций «Газпрома» при возможной допэмиссии», — говорит Кокин.
Однако использование такой модели все равно может сказаться на российской экономике, отмечают эксперты.
«Используя средства из ФНБ, государство таким образом увеличивает обращаемую денежную массу, — говорит «Газете.Ru» главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. – Это, в свою очередь, может ускорить и инфляционные процессы в экономике».