Беспрецедентный случай произошел в Ростовской области. Местная прокуратура возбудила дело против члена ОНК (общественно-наблюдательная комиссия) Елены Елисеевой. 75-летняя женщина, которой доверяют тысячи заключенных, обвиняется в том, что общалась с ними...по телефону. Примечательно, что звонили зэки ей сами, сообщая о пытках, вымогательствах и торговле наркотиками за решеткой. Дело Елисеевой в ближайшее время рассмотрит Общественная палата и президентский Совет по правам человека. Если решение Ростовской прокуратуры будет признано законным, это позволит уничтожить сам институт правозащиты.
Правозащитница Елена Елисеева попала в немилость тюремщиков после того, как стала выкладывать в интернете видео из колоний. На нем осужденные рассказывали об избиениях, поборах, а также наркоторговле, организованной за решеткой криминальными лидерами под прикрытием администраций учреждений.
Елисееву сотрудники пытались уговорить видео убрать, но она отказывалась. Этого же требовали от женщины ее коллеги, которые дружественно настроены по отношению к ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний). После этого с правозащитницей случилась странная история: администрация ростовской колоний предоставила аудиозапись ее переговоров с одним из заключенных. На ней якобы 75-летняя Елисеева уговаривает арестанта подложить наркотики другому осужденному.
-В действительности это нарезка из обрывков моих слов, - говорит Елена Константиновна. - Этот осужденный звонил мне сам с мобильника, который у него почему-то был за решеткой в нарушении правил. Рассказывал о наркотиках, которыми торгуют другие осужденные. Я ему советовала обратиться в ФСКН, в прокуратуру (этого в записи почему -то нет, вырезали). Знаю, что этот парень шел на УДО (условно-досрочное освобождение), и ему нужна была хорошая характеристика от администрации. Потому оперативники УФСИН попросили его совершить провокацию по отношению ко мне, дали ему не только телефон, но и диктофон. А потом сами же запись и распространили, чтобы избавиться от меня таким образом. Меня вынудили написать заявление о выходе из ОНК под угрозой возбуждения уголовного дела.
За Елисееву заступился директор Института прав человека, эксперт ОПРФ, руководитель Российского проекта ОНК Валентин Гефтер. По его словам, сам факт распространения такой сомнительной аудиозаписи — нарушение закона. Также незаконны и любые провокации сотрудников ФСИН по отношению к правозащитникам, прослушка их телефонов и т.д. В итоге Елисееву по сути восстановили в ее правах. Однако 4 июня ростовская прокуратура вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Елисеевой. Женщину обвиняют в том, что она разговаривала по мобильнику с заключенным (а сотовые телефоны в колонии запрещены).
-Это абсурдные обвинения, - член Совета по развитию общественного контроля при Государственной Думе РФ Владимир Осечкин. - Прокуратура то ли по глупости, то ли из злого умысла вменило члену ОНК нарушение правил распорядка колонии. То есть спутали правозащитника с осужденным! Этот нон-сенс. Попытка лишить известную правозащитницу Елену Елисееву мандата члена ОНК - это несмываемое пятно позора на мундирах ростовских тюремщиков и прокуроров. Звонок осуждённого из Ростовской колонии №2, с мобильного телефона на громкой связи под диктофонную запись, конечно же, был организован при участии оперативников. Все это гигантский "прыжок" обратно в сторону ГУЛАГа НКВД СССР.