Среда обитания

ПЦ "Мемориал": на суде по делу Кутаева свидетель обвинения заявил о фальсификации его показаний

В Чечне в суде на очередном заседании по делу в отношении президента Ассамблеи народов Кавказа Руслана Кутаева, обвиняемого в хранении наркотиков, свидетель обвинения заявил, что некоторые фразы в протоколе его допроса на предварительном следствии ему не принадлежат. Другой свидетель обвинения заявила, что не помнит, чтобы ее допрашивали по данному делу. Между тем свидетели защиты подчеркивают политический характер дела в отношении Кутаева, заявляет правозащитный центр "Мемориал".

Как информировал "Кавказский узел", Кутаев был задержан в селе Гехи Урус-Мартановского района Чечни 20 февраля. По данным правозащитников, к нему применялись пытки. 25 апреля Урус-Мартановский городской суд приступил к рассмотрению дела Кутаева. Сам Кутаев заявил о своей невиновности. На заседании суда 2 июня, как сообщил адвокат подсудимого Петр Заикин, один из свидетелей обвинения дал показания, расходящиеся с официальной версией обстоятельств задержания правозащитника.

Руслан Кутаев полагает, что его уголовное преследование связано не столько с его правозащитной работой, сколько с политической деятельностью на посту члена высшего политического совета партии "Альянс зеленых - социал-демократическая партия". "Сейчас в Чеченской Республике взят курс на применение более изощренных мер в виде действий, направленных на подрыв авторитета, имиджа и доверия к лицу, которое посмело бы иметь собственное мнение, отличающееся от официальной позиции власти по какому-либо вопросу", - заявил подсудимый в своих показаниях суду.

Батукаева: признаков опьянения у Кутаева при осмотре не было

Сначала на заседании 2 июня были допрошены очередные свидетели обвинения, привод которых потребовала обеспечить защита Кутаева, говорится в поступившем в "Кавказский узел" релизе ПЦ "Мемориал" от 3 июня.

Врач-невролог, сотрудник экспертного отдела Республиканского наркологического диспансера Луиза Батукаева сообщила, что многого по указанному делу не помнит в связи с давностью событий. Тем не менее, она вспомнила, что никаких внешних признаков опьянения у Кутаева не было, и он отрицал употребление им наркотических средств, отмечается в релизе правозащитников.

Затем свидетель заявила, что по данному делу ее никто не допрашивал (в уголовном деле имеется протокол ее допроса в ходе предварительного следствия), но впоследствии уточнила, что ей часто по работе приходится давать показания и запомнить всех обстоятельств она не может, пишут авторы релиза.

Отвечая на вопрос, Батукаева сообщила, что те вещества - морфин и кодеин, - которые были обнаружены в биоматериале, взятом у Кутаева для проверки на наличие наркотических средств, могут содержаться в сильных обезболивающих препаратах. Но при этом врач добавила, что не обладает углубленными знаниями в данной области, отмечают правозащитники.

Бабатиев: Кутаева задержали во дворе моего дома без вопросов и досмотров

Второй свидетель обвинения - житель села Гехи Урус-Мартановского района и дальний родственник Кутаева Саид Бабатиев описал известные ему обстоятельства задержания президента Ассамблеи народов Кавказа. В своих показаниях свидетель опроверг версию обвинения об обстоятельствах задержания Кутаева, заявив, что именно у него в доме 20 февраля находился правозащитник, когда его задержали, говорится в релизе.

Согласно обвинительному заключению, Кутаев был случайно задержан сотрудниками патруля 20 февраля в селе Гехи. Полицейским поведение правозащитника по какой-то причине показалось странным, но внятно объяснить, в чем это заключалось, они не могут. В ходе досмотра в заднем кармане брюк Кутаева полицейские нашли 3 грамма героина, напоминают в правозащитном центре.

Когда во время судебного заседания Бабатиеву зачитали данные им в ходе предварительного следствия показания, он заявил, что некоторые из фраз ему не принадлежат. В частности, он утверждает, что не говорил на допросе, что 20 февраля Кутаев не гостил у него и что он его не видел. Свидетель заявил, что в ходе того допроса он поверил на слово следователю, который сам зачитал протокол с его показаниями перед тем, как он его подписал, отмечается в сообщении.

Бабатиев пояснил, что на самом деле Кутаев был задержан сотрудниками в черной камуфлированной форме во дворе его дома. Произошло это в послеобеденное время, но точную дату припомнить он не может. В ходе задержания Кутаева никто не досматривал и ни о чем не спрашивал. Сотрудники усадили его в машину марки "Тойота Камри" черного цвета и увезли. При этом они ничего никому не объяснили, заявляют правозащитники.

"Кутаев - фанат здорового образа жизни"

Игорь Каляпин у здания городского суда Урус-Мартана в день заседания по делу Руслана Кутаева. 2 июня 2014 г. Фото Магомеда Магомедова для "Кавказского узла"Свидетелями защиты выступили председатель межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток", член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Каляпин и военный обозреватель "Новой газеты", майор танковых войск, ветеран Афганистана и Чечни Вячеслав Измайлов.

Каляпин пояснил суду, что 20 февраля в 12.00 - за пару часов до своего фактического задержания - Кутаев ему звонил и сообщил, что в связи с проведенной им накануне конференции (конференция, посвященная 70-летию депортации вайнахов) у него возникли проблемы и что его преследуют. Каляпин тогда не понял, насколько серьезна ситуация, сложившаяся вокруг Кутаева. Он пообещал ему перезвонить через некоторое время, так как опаздывал на совещание. Однако вечером того же дня Каляпину сообщили о похищении Кутаева, говорится в релизе.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch связывает уголовное преследование Кутаева с тем, что 18 февраля в ходе научной конференции "Депортация чеченского народа. Что это было, и можно ли это забыть?" он выступил с критикой позиции главы Чечни Рамзана Кадырова, запретившего проводить 23 февраля мемориальные мероприятия, приуроченные к дате начала депортации чечено-ингушского народа.

Далее свидетель сообщил, что 23 февраля он прилетел в Чечню и встретился непосредственно с Кутаевым в ИВС Урус-Мартановского района, где на тот момент содержался последний. Каляпина и других местных правозащитников в ИВС сопровождал заместитель министра внутренних дел республики Апти Алаудинов. В присутствии замминистра ... свидетель смог зафиксировать на фотокамеру следы побоев на теле задержанного, отмечают правозащитники.

Версию обвинения Каляпин назвал бредовой. "Сами посудите, человек, который за всю свою жизнь - мы знакомы более 14 лет - ни разу не употреблял спиртное, не курил и был фанатом здорового образа жизни, вдруг в 57-летнем возрасте решил употребить героин и прогуляться в феврале в тапках по селу Гехи. При этом он не забыл положить в карман именно 3 грамма героина, зная, что его в любой момент могут задержать силовики", - цитируют правозащитники Каляпина.

По его мнению, Кутаеву либо мстят за организацию вышеупомянутой конференции и выступления на ней, либо за то, что он потом не явился на встречу с главой республики, хотя высокопоставленный чиновник требовал от него явиться, отмечается в релизе.

Вячеслав Измайлов у здания городского суда Урус-Мартана в день заседания по делу Руслана Кутаева. 2 июня 2014 г. Фото Магомеда Магомедова для "Кавказского узла"Свидетель Измайлов пояснил суду, что в день своего задержания Кутаев ему тоже звонил и рассказал, что получил угрозы от высокопоставленного чиновника. Измайлов посоветовал Кутаеву ни в коем случае не идти на эту встречу и срочно выехать в Москву. На встречу Кутаев не пошел, но выехать в Москву не успел, утверждают правозащитники.

Военный обозреватель "Новой газеты" рассказал, что знает Кутаева уже 20 лет и что именно Кутаев помог ему после первой чеченской войны освободить четырех пленных российских солдат, которые находились в заложниках в Чечне. Тогда Кутаев позвонил заместителю главного редактора "Новой газеты" Юрию Щекочихину и сообщил о местонахождении солдат, сказал, что их надо срочно спасать. Тот человек, который держал солдат в плену, после окончания второй чеченской войны работал главой администрации в одном из районов Чечни, говорится в заявлении.

Следующее судебное заседание по делу намечено на 20 июня.

Комментариями стороны обвинения относительно хода судебного процесса, а также властей Чечни относительно заявлений свидетелей и правозащитников "Кавказский узел" пока не располагает.

подписаться на канал
Комментарии 0