Идея сделать фельдмаршала Абдель-Фаттаха аль-Сиси президентом Египта появилась задолго до военного переворота, и даже до свержения диктатора Хосни Мубарака. Кандидатура аль-Сиси рассматривалась в 2010 году, когда он еще не был генералом, а лишь возглавлял военную разведку, сообщили британской Telegraph египетские политические аналитики.
По их словам, уже тогда начали появляться разногласия между 82-летним Мубараком и военными, которыми командовал фельдмаршал Мухаммад Хусейн Тантави. Возникли опасения, что план диктатора передать полномочия своему сыну вызовет волнения в обществе.
В докладе того времени, посвященном политическому будущему Египта, аль-Сиси высказывал мнение, что армия должна играть более непосредственную роль в управлении страной.
Начавшиеся в 2011 году восстания «Арабской весны» дали египетской армии мандат выйти улицы «в интересах египетского народа».
Еще до того, как Хосни Мубарак был вынужден уйти в отставку в феврале 2011 года, «армия уже имела планы по развертыванию», рассказал британскому изданию известный египетский политолог Хасан Нафаа.
«Я пришел к выводу, что военные воспользовались революцией, чтобы избавиться от схемы наследования власти Мубарака – возможно также, что им пришлось пожертвовать Мубараком, чтобы спасти режим», – добавил он.
До избрания в президенты аль-Сиси служил министром обороны временного правительства. Эксперты утверждают, что он был выбран на эту должность лично бывшим командующим Тантави, в обход собственного заместителя Сами Энана.
«Даже когда он был просто полковником, мы все знали, что он будет следующим министром обороны», – сказал Telegraph один из высших офицеров.
Мухаммад Мурси, первый демократически избранный президент Египта, заменил генерала Тантауи на аль-Сиси вскоре после своего избрания, поскольку Сиси был известен как набожный мусульманин.
Однако 3 июля новый командующий армией, под предлогом антиправительственных демонстраций, совершил военный переворот и сверг законное правительство.
Несмотря на назначение военными гражданского временного правительства, египтяне восприняли это как возвращение к старому режиму времен Мубарака.
И хотя аль-Сиси набрал на выборах 97% голосов, явка избирателей оказалась рекордно низкой, наглядно демонстрируя опасения египтян.