Экономика

Теперь мы как за стеной. Китайской…

В принципе, поворот на Восток и отворот от Запада начался в косовские времена. В марте 1999 года самолет «Россия», на котором премьер-министр Примаков летел с официальным визитом в США, развернулся над Атлантикой в знак протеста против начала бомбардировок Югославии. 15 лет спустя, уже в крымские времена, наш самолет приземлился в Пекине. О температуре за бортом размышляет обозреватель WordYou Акрам Муртазаев.

Всю прошлую неделю в стране  не смолкали аплодисменты, славящие  стратегический талант нашего вождя, сумевшего подписать  «самый великий газовый контракт в истории человечества». От мысли, что мы в очередной раз утерли нос Западу,  страна буквально просветлела. (А вот чем утерли – пока не совсем  ясно).

Но  люди, скептически настроенные, (или, как их принято теперь называть,  «национал-предатели») уверяют, что Китай воспользовался безысходностью Кремля, и подписал договор с  выгодой  для  себя. Бывший  заместитель министра  энергетики  России Владимир Милов, человек, скорее всего, что-то  понимающий в энергетической политике, считает, что «такой экспортный контракт – это подаренные китайцам доходы государства от использования национальных природных ресурсов».

Он даже убежден, что «любая нормальная российская власть в будущем поставит вопрос о пересмотре этого контракта». И что «рано или поздно все это все равно будет пересмотрено – когда поставки по этому контракту выйдут на запланированный максимум, дедушке Путину уже будет за 70, ему намного труднее будет оборонять свое кресло и свой замечательный «контракт века»».

Я,  как  человек  далекий  от углеводородов, труб, и разных там «привязок цены  кубометра газа к нефтяной корзине», не могу по достоинству  оценить  ни  уровень гениальности Путина, прорубившего трубой окно на Восток, ни вполне логичные доводы оппозиции. Но из истории человечества знаю, что ни одна страна так и не стала великой в результате только распродажи своих полезных ископаемых. Такие государства  входят в историю в примитивном ранге  сырьевых придатков. Не более. Экономика,  а  вовсе не трубы, играет  ведущую роль в  мировом политическом пространстве.

Счет,  пожалуйста!

Вообще, весь этот шум  вокруг подписания выдающего контракта больше напоминает политический  театр. Не странно, что  обе стороны  обсуждали цену  10 лет, а тут,  сразу после  «Крымнаш», неожиданно  договорились?  И мне кажется, что Поднебесная, которая не знает, что такое газовый дефицит (её поставщики – Австралия, Катар, Туркмения, Узбекистан),  вряд ли  уступила в  цене. Значит,  «упали» именно  мы?

У меня  есть три причины сомневаться в  перспективах газового договора.

Первая. Я так понимаю, что ход на Восток был  вполне предсказуем, и после взятия  Крыма  многие эксперты отметили, что единственным союзником  Москвы отныне может стать  только Пекин. Более того, именно Поднебесная, в случае  подписания  контракта, могла спасти пошатнувшуюся репутацию Путина. И вполне понятно, что Пекин не мог не воспользоваться этой ситуацией. Китайцам даже не надо было торговаться, а только кивать – что они умеют делать превосходно (ни намека на китайского болванчика).

И еще напомню такую историю. Недавно Пекин  «отжал» у России  остров Даманский, из-за которого в прошлом веке чуть было не вспыхнула война между СССР и КНР. Это к тому, что  право определять, чья это добыча, и  диктовать условия  сделок  ныне принадлежит «желтой  подводной лодке».

Вторая.  Хочется  верить в  экономическое  газовое  чудо, но совершенно очевидно, что  этот договор  -  чисто политический. Имиджевый.  Его (договора) задача – не принести прибыль, а продемонстрировать  политическую прозорливость Путина.  Это шаг к независимости от Запада и диверсификация рынков сбыта. Это такой ответ на санкции, который превращает их в пепел  долговых расписок.

«Политические запросы сторон столь велики, что они перевешивают беспокойство по поводу цены. Это политическая акция обеих сторон», – вот мнение эксперта по международным отношениям при Народном университете Китая Ши Иньхуна.

Но мы  пока еще не осознали одну маленькую деталь.  Дело в том, что газом  скрепленный  союз  опасен Западу не тем, что Россия приросла  Китаем, а  что Китай прирос Россией. Доминирующий  фактор -  это  Пекин, это  крепкий юань, это прогрессирующая  экономика Поднебесной, это  население  в  1,5 млрд  человек!

Россия, иначе говоря, могла  в хорошем смысле торговаться – примкнуть к Западу в противостоянии с Пекином, или  встать рядом с китайской стеной  в борьбе с  Белым домом. Но  Москва  предпочла взять Крым, да еще  приплатить  газом Пекину за право стать его союзником.

Кстати,  за то, что  газовый  контракт не экономический, а  политический,   говорит  тот факт, что аккурат  в  дни его подписания  проходили  китайско-российские  военно-морские учения. Причем  в районе японских островов, которые Пекин  считает спорными (читай  «крымскими»). Иначе говоря, Токио получил ясный  сигнал, с кем Кремль  в этом территориальном  конфликте. (Понятно, кто выбрал район  учений? Это тоже цена договора?).

Третья причина – уровень коррупции. И многие экономисты указывают, что  главный бенефициар ( то есть, выгодоприобретатель) вовсе не бюджет, а … подрядчики. «Лучше продавать газ без прибыли, чем совсем не продавать, – так прокомментировал газовый договор  сайту РБК  директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. – В явном выигрыше будут только подрядчики Газпрома, которые будут строить трубу».

Он считает,  что  выгоднее было бы нанять китайских подрядчиков, у которых затраты на строительство 1 км трубопровода в три раза ниже, тогда проект мог бы стать прибыльным. Но тут надо заметить,  китайцы  строят  1  километр газопровода за  один миллион долларов, а мы умеем тот же  километр  «сооружать»  аж  в 15 раз дороже!

Теперь считайте,  во сколько обойдется бюджету  4 тысячи  километров газопровода до Китая.

Пекинская  утка в руках лучше, чем журавль в небе

После заключения великого договора китайцы  стали предлагать любопытные идеи. Например: превратить российский Дальний Восток и север КНР в единую экономическую зону.  Мысль вообще практичная – у нас  не хватает рабочих рук, тогда как у  китайцев их некуда девать.

Почему бы не использовать  китайские руки на российской земле? Выгода очевидная -  китайцы  выращивают сельхозпродукты, которые  закупает  Поднебесная, остро нуждающаяся  в продовольствии.

Но наши специалисты считают, что лучше на наши земли пустить японцев, которые  привнесут новые технологии, а не упорство и химические удобрения, которые истощают почву. И кроме всего прочего,  у японцев  и в мыслях нет остаться на этой  земле. Но пойдет ли в Россию Япония, после такого договора с Пекином? И  сможет ли Россия теперь сказать  «нет»  Поднебесной?

…Вчера Президент РФС Николай Толстых и представитель компании Huawei Вянь Бяо подписали соглашение, согласно которому один из ведущих мировых производителей смартфонов станет спонсором сборной России. Также Huawei станет официальным спонсором Суперкубка России-2014 и Кубка России-2014/15.

… Любопытно,  а  скоро ли в стране запретят  выражение «желтая пресса»?

Автор: Акрам Муртазаев
подписаться на канал
Комментарии 0