Просвещение

История перепелки

Эта притча приводится в книге « Унван ал-байан».

Перед тем, как отпустить своих подросших птенцов в самостоятельную жизнь, перепелка дала последнее напутствие. «Милые мои дети, теперь не ждите, что ваша мать принесет вам пропитание в своем клюве. Вы повзрослели, у вас окрепли крылья и вы в состоянии теперь прокормить себя сами. Внемлите последнему моему наставлению, если вы будете следовать ему, то сможете летать свободными на небе и находить пропитание на земле.  Даже если вам будет тяжко и придется прикладывать много усилий для поиска пропитания, довольствуйтесь хоть малым ризком, дарованным Аллахом Тааля вам. Если увидете где много еды и рядом полную миску воды, ни в коем случае не подходите туда! Есть такая категория, называемая родом людским, который ставит силки на птиц. Он рассыпает в одном месте много зерен и как только вы приземлитесь туда и отведаете этого «угощения», захлопнется капкан, и вы станете пленником человека, который посадит вас в клетку и до самой вашей смерти будет с удовольствием слушать ваш плачь, или зарезав, приготовит из вас суп или же натравив вас на другого перепела, будет наблюдать за вашим боем. Заклинаю вас дети мои, никогда не ходите в такие «заманчивые» места.»

Сделав сие напутствие, перепелка-мать попрощалась со своими птенцами. Один из ее сыновей собирая себе пропитание то там, то сям, вдруг увидел что еда, которую он находит себе с превеликим трудом, собрано в одном месте в большом количестве и даже рядом есть миска полная живительной влаги. Он понял все и даже подумал про себя, «Наверное это и есть капкан, о котором говорила мать», но решил разок клюнуть, прикинув, ято за один клевок капкан не сработает. Клюнул раз и ему показалось, что эта еда слаще всего, что он находил себе с превеликим трудом. Клюнул второй раз, третий... На четвертый раз силки сомкнулись. Когда пришел охотник и схватил попавшего в сеть перепела, тот сказал: «Горе мне несоблюдающему, горе... Сам же я и стал причиной постигшего меня несчастья.» Удивленный охотник спросил: «Так ты умеешь разговаривать?» -«Да умею и знаю, что ты сотворишь со мной, или же если хочешь, у меня есть три наставления мудрых, может ты послушаешь их в обмен на мою свободу?» Охотник про себя подумал, перевелись что-ли перепела, поймаю другого и сказал, «Ну, говори.» -«Первый совет я скажу, когда ты раскроешь руку, второй скажу сев на ветку этого дерева, а третий улетая.» Согласившись охотник раскрыл руку, перепелка встрепенувшись оправила крылья и сказала: «Никогда не жалей о потерянном счастье и не роняй свою честь в погоне за ушедшим от тебя добром. Ушедшее ушло навсегда. Многие люди пытаясь вернуть утраченное добро жертвуют своей честью, заболевают... Оставь это на Аллаха, уповай на Него, проявляй терпение и Аллах Сам вернет тебе сторицей.» Сказавши это взлетела и сев на дерево продолжила: « Вы – люди. Аллах даровал вам много разума и ума. Если услышишь слово, положи его на весы разума и прими это, если верно. Не верь, если скажут глупость наподобие «бык родил теленка.» Если скажут что-либо плохое о каком-либо человеке, не верь сходу, а положив их на весы мудрости дорованный тебе Аллахом, спроси себя, правду ли говорят, что мой друг сказал гыйба обо мне за моей спиной, или это бухтан(поклеп) на моего друга... Если очерняют какого-либо человека, не присоединяйся к этой гыйбе. Если услышишь какой либо пример-масала, спроси себя, соответствует ли это аятам и хадисам или же противоречит им. Крепко подумай, есть ли это в аятах, есть ли это в хадисах... Много на свете слов разных и глупых и безосновательных... Найди основу каждому услышанному тобой слову и только потом решай, доверять или же нет.» Сказавши все эти насиха, перепелка решила проэкзаменовать охотника и сказала: «О охотник, если бы ты зарезал меня, то обнаружил бы внутри моего желудка бриллиант изумительной огранки и несравненной красоты величиной с яйцо. Ты смог бы купить на него целый город!» Услышав это, охотник от отчаяния стал бить себя по голове причитая: «Горе мне, зачем только я согласился на твои условия, уж лучше бы я зарезал тебя и взял бриллиант. Аллах даровал мне такое богатство, я же по глупости сам же и упустил его.»Он долго горевал, наконец успокоившись сказал: «Так и быть, скажи третье свое наставление.» Нахмурилась перепелка и молвила: «О ты, не соблюдающий - глупец! Я один раз ослушался матери и еле как спасся от настигшей меня беды. Ты же не сходя с места ослушался двух наставлений. Я тебя сказал, не горюй об утраченном, а ты полчаса убивался причитая. Второе, я перепелка, откуда у меня может быть бриллиант, которое даже не влезет через мой клюв, глупец? Неужели это не пришло тебе в голову?» -«Хорошо, скажи третье.» - «НЕТ... говорить мудрые слова не соблюдающим их глупцам – это исраф!»

Многие люди мучают себя пытаясь делать насиха глупцам и дуракам.  Ас-Саъади приводит притчу в своем «Гулистане»: В лесах Индостана обитает насекомое похожее на уголек. Не знающий может принять издалека его за горячий уголек. Однажды обезьяны нашли такое насекомое и обложив его ветками и сухой травой стали дуть на него пытаясь  разжечь костер. Пролетая это увидел мудрый попугай и сказал им: «О обезьяны, это насекомое но не уголек.» Но они не послушались и продолжали свое бесполезное занятие, сколько бы не увещевал попугай. Видя бесполезные мучения обезьян, попугай сжалился над ними и решил спуститься к ним, чтобы наглядно показать. Но джахили-обезьяны убили его...  Если будете пытаться объяснить что-либо глупцам, их ограниченный разум не приемлет ваш совет. Они даже могут стать врагами вам и задумать причинить вам вред. Пусть Аллах ведет всех нас верным путем, путем тех, кого Он облагодетельствовал. Аминь.

Нет ничего удивительного в том что охотники не ставят силки на ворону или на воробья. Силки ставят на соловья. Потому что всем нравится его пение, но никому карканье вороны. Однажды садовник ухаживая за своим садом услышал и залюбовался несравненной красоты пением соловья и решил поймать его поставив силки. Сказано-сделано, посадив соловья в клетку садовник только приготовился прилечь отдохнуть под пение соловья,  вдруг соловей заговорил человеческим голосом. «О садовник, теперь я как будто член твоей семьи и дома, и ты будешь меня кормить. Хочу сделать тебе добро, под тем деревом, где ты пленил меня, глубоко под землей я увидел кувшин полный золотых монет. Иди откопай» В сомнениях садовник стал копать и в самом деле обнаружил полный кувшин золота. Светящийся от привалившего счастья садовник подошел к клетке с соловьем и сказал: «Смотрю, ты очень мудрый и зоркий соловей. Меня стал мучать один вопрос, как ты с такой зоркостью, позволяющей тебе видеть даже сквозь толщу земли, проморгал у себя под носом грубейший мой капкан?» - «Сомневаешься в Аллахе человек? Попасть в твой капкан и сидеть в клетке у тебя дома было написано в моем предопределении в моем такдире. Против того что написано в предопределении, невозможно противостоять ни мудростью, ни зоркостью, ни ловкостью и ни силой. Самый сильный мира сего, если настигнет его предопределение может совершить дело свойственное детям и самый мудрый человек может совершить глупый поступок, если на то будет Воля Аллаха Тааля!»

Нельзя убежать и спастись от предопределения-такдира дорогие мои.Самая главная победа муъмийна-муслима в этом мире – это его вера в предопределение Аллахом его судьбы. Что бы ни постигло его из несчастий, он понимает, что это от Создателя его Аллаха Тааля. Приняв это, он подбадривает себя тем, что:  « Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми.»  Сура Бакара, 286-й аят.

 ...подбадривая себя этим знанием и уповая на Аллаха, побеждает любые несчастья и невзгоды постигшие его.

Автор: Фозил кори Собиров. перевод абдулАхад
Комментарии 0