Вчера чеченский продюсер Руслан Коканаев получил письмо из министерства культуры с отказом в выдаче прокатного удостоверения к снятому недавно фильму «Приказано забыть», в котором рассказывается о сталинской депортации чеченцев и ингушей. Министерство культуры РФ не рекомендовало показ на территории страны фильма. Подробности в материале Тимура Измайлова.
В письме, подписанном директором департамента кинематографии Вячеславом Тельновым, говорится, что показанные в фильме события в селении Хайбах, когда советские солдаты сгоняют в сарай несколько сотен местных жителей и заживо сжигают их, «являются исторической фальшивкой», а «демонстрация фильма будет способствовать разжиганию национальной розни». Минкульт утверждает, что им не удалось найти официальных доказательств массового сожжения чеченцев во время депортации в феврале 1944 года.
Мертвые сраму не имут?
Министерство культуры не врет. Найти официальные доказательства массового сожжения жителей нескольких горных сел, которых собрали в Хайбахе во время депортации 1944 года, действительно невозможно. В далеком 1989 году по факту массового убийства в селении Хайбах прокуратурой Урус-Мартана было возбуждено уголовное дело: на месте трагедии произведены раскопки и допрошены оставшиеся в живых свидетели тех событий. Поводом для прокурорского расследования стала статья чеченского журналиста Саида Бицоева о чеченской «Хатыни». Затем дело попало в окружную прокуратуру Северо-Кавказского военного округа, а там было закрыто «в связи с тем, что предполагаемых обвиняемых нет в живых».
В стремилении восстановить справедливость и добиться наказания палачей и убийц, по сегодняшний день ищут и находят виновных, чьи преступления во время Второй мировой войны не имеют срока давности. Однако это распространяется исключительно на тех, кто носил форму вермахта, а тех, кто сжигал и расстреливал чеченцев, крымских татар, карачаевцев, балкарцев и других во время депортаций, искать никто не собирается.
В 1973 году, когда ингуши устроили митинг в Грозном, требуя ликвидации последствий сталинских репрессий, они услышали от коммунистического руководства республики такую фразу – «Вы не реабилитированы – вы помилованы». Вся история депортированных сталинским режимом народов демонстрирует, что власть в России, независимо от цветов флага над Кремлем, руководствуется именно этой формулой, а, следовательно, все претензии и требования репрессированных народов никто возможно никогда и не услышит. Порой, от нас требуют даже благодарить власть за «гуманизм» проявленный ею, когда некоторым народам разрешили вернуться в родные края. Но потомки тех, кто был выселен, ничего не забыли. Ими написаны десятки книг и статей о депортациях, некоторым даже удалось снять фильмы об этом.
«Ночевала тучка золотая»
Первой ласточкой стал одноименный фильм, снятый в 1989 году по повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая», о депортации чеченцев и ингушей. В кинотеатрах Чечено-Ингушетии стояли очереди. Первые ряды в кинотеатрах занимали старики, и многие из них плакали, когда выходили на улицу после фильма. Потом был снят фильм «Хайтарма», возмутивший во время показа его еще в украинском Крыму российских дипломатов, для которых крымские татары, возможно, тоже были «не реабилитированы, а помилованы». Но, несмотря на это, «Хайтарма» получила российскую «Нику» и гран-при на кинофестивале «Корона Карпат».
И вот теперь фильм о депортации вайнахов «Приказано забыть» запрещен к показу в России. Минкульт не только обнаружил в нем «попытки фальсификации нашей славной истории», но и, по словам Коканаева, посчитало его картиной, которая способствует разжиганию межнациональной розни. По словам Коканаева, в фильме нет акцента на национальности или вероисповедании палачей и жертв трагедии. В фильме есть русский врач, защищающий своих чеченских пациентов от НКВД, и русские солдаты, которые рискуя жизнью, предупреждали не веривших им чеченцев о предстоящем выселении, – могут ли они разжечь межнациональную рознь?
Командовали операцией грузины, одного из них – генерала НКВД Гвишиани – чеченцы хотели даже казнить в начале 90-х, но приехав к нему в Грузию, попали на его похороны. На самом деле, межнациональную рознь разжигают ложь и попытки скрыть правду, пусть даже неприятную кому-то, но правду.
Руслан Коканаев не намерен сдаваться. По его словам, он намерен добиваться отмены запрета на показ его фильма в России через суд.