Назначение на пост полпреда президента РФ в СКФО командующего объединенной группировкой внутренних войск МВД Сергея Меликова свидетельствует о том, что после Олимпиады в Сочи силовики оказались «на коне». По всей видимости, федеральный центр планирует не сбавлять обороты, поэтому на должности полпреда понадобился человек, привычный к силовым методам работы.
Политолог Алексей Малашенко, сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского центра Карнеги, рассказал в интервью корреспонденту КАВПОЛИТА, для чего президент заменил Александра Хлопонина на генерала Меликова.
- Алексей Всеволодович, чем, на ваш взгляд, обусловлен выбор президента?
- Судя по всему, после Олимпийских игр в Сочи силовики пользуются особым расположением. Они сейчас на коне. Все-таки благодаря их усилиям удалось обойтись без терактов и прочих эксцессов. Исламистская оппозиция, в том числе террористы, никак о себе не заявили. И, видимо, в Кремле решили, что настал подходящий момент, чтобы добивать, продолжать «мочить в сортирах» и так далее.
- В последние месяцы эксперты отмечали снижение террористической активности. Казалось бы, самое время перейти к вопросам экономического развития. В этом смысле замена Хлопонина на генерала внутренних войск выглядит как-то нелогично...
На фото: Алексей Малашенко
- Хлопонин остается в должности вице-премьера. Так что нельзя сказать, что он совсем уж отстранен. Как известно, сегодня создано Министерство по развитию Северного Кавказа. Его возглавил теперь уже бывший губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, которого называют чуть ли не учеником Хлопонина. По всей видимости, это ведомство и будет отвечать за «бурный рост» экономики региона. А новый полпред займется привычным для себя делом — спецоперациями, силовым подавлением и пр. Это работа не для Хлопонина. Все-таки он бизнесмен, человек другого склада.
- Полагаете, Хлопонин сохранит контроль над финансовыми потоками?
- Этого я не знаю, потому что каналы финансовых потоков у нас, скажем так, достаточно гибки, разнообразны. Не секрет, что они сопровождаются огромными откатами. И с появлением министерства их количество, безусловно, увеличится. Наверное, это сейчас единственное, о чем можно говорить с уверенностью. Что касается Хлопонина — возможно, он будет играть роль этакого «отстраненного партнера» Министерства развития Северного Кавказа. А может, наоборот, вздохнет с облегчением и переключится на другую деятельность.
- Ожидаете ли вы всплеска дестабилизации в республиках Северного Кавказа в связи с назначением силовика-полпреда?
- Конфликтность региона в последнее время снизилась. Во всяком случае, число терактов сократилось везде, за исключением, если не ошибаюсь, Кабардино-Балкарии. Но мы знаем, что ситуация развивается по синусоиде. Поэтому то, что сегодня ничего не происходит, не значит, что и завтра ничего не случится. В этом году ситуация на Кавказе действительно стала немного лучше. Однако нельзя сказать, что там наступил мир. И что-то предсказывать сейчас — все равно что гадать на кофейной гуще.
- Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил последние назначения тем, что таким образом, цитирую, «фактически приведена в соответствие система по трем направлениям: Крым, Северный Кавказ и Дальний Восток»...
- Я понимаю, какой вопрос вы хотите задать. Но я не понимаю Пескова. Это что-то из области общей фразеологии. Поэтому комментировать здесь просто нечего.