Вопрос: Можем ли мы брать что-нибудь из многочисленных книг Саида Кутба несмотря на предостережение от них некоторых ученых?
Ответ: Хвала Аллаху… Во-первых: Устаз Саид Кутб не был ученым, у него нет книг в исследовании хадисов, или фикха, или тафсира, он писатель-литератор, который любил Ислам и защищал его, призывал к нему и умер на его пути, как мы видим, и мы просим Аллаха, чтобы он был из числа шахидов.
Он написал много разнообразных книг в которых есть правильное и есть ошибки. Если ученые совершают ошибки в вопросах вероубеждения, или хадиса, или фикха, то мы не знаем никого из ученых, кто полностью запрещал бы брать у них, или кто полностью отказался бы передавать от них что-либо. И это несмотря на то, что среди таких есть те, кто призывали к определенным мазхабам по вероубеждению, или кто слепо следовал мазхабам по фикху. Это и есть справедливое отношение Ахли Сунна по отношению к противоречащим.
И устаз Саид Кутб тоже не обделен этой справедливости от Ахли Сунна, поэтому мы видели, как предводители Ахли Сунна в наши времена цитировали его из разных книг, что соответствует манхаджу Ахли Сунна, из них:
1. Шейх Насир ад-Дин аль-Альбани взял из его цитат в предисловии своей книги «Мухтасар аль-‘Улув» почти три страницы, начав со слова «Это и есть великий учитель (аль-устаз аль-кабир) Саид Кутб, да помилует его Аллах». Только упоминание о нем не означает признание его самого, но это означает признание его качеств, о которых похвально выразился Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах: «учитель», «великий», «да помилует его Аллах»…
2. Шейх Солихь аль-Фавзан, да сохранит его Аллах, процитировал его в своей книге «Тахькхыкха Мардыййа фи Мабахьис аль-Фардыйа» четыре цитаты на страницах 21-24.
Во вторых:
Наши преподобные ученые изучили справедливое отношение из чистого закона Аллаха, и научили этому, и воспитали на этом других. И из справедливого отношения к Саиду Кутбу — не отказываться от его трудов целиком, также как нужно разъяснить его ошибки, как это требует религия, чтобы тот, кто читал их, не был обманутым ими. И это касается не только Саида Кутба, это касается и тех, кто относит себя к Сунне. Наши преподобные ученые остерегали нас, чтобы мы не следовали слепо за ними в их ошибках, было издано много фетв учеными постоянного комитета, предостерегающих от ошибок тех, кто относит себя к сунне, и от их противоречия правильному вероубеждению.
Удивляет то, как некоторые из тех, кто относится к Сунне, быстро берут критику имама или ученого книгам Саида Кутба, и в то же время противоречат тем же ученым, когда они предостерегают от ошибок их шейхов! Берут мнение ученых в отношении одних людей и оставляют в отношении других, и в этом есть пример тому, кто хочет пример людей, следующих своим страстям.
И это собрание мнений ученых насчет работ Саида Кутба, которых объединяет одно — что берется из них то, что соответствует истине, и оставляется то, что противоречит ей, и такое отношение касается не только работ Саида Кутба.
1. Сказал шейх Мухаммад Насир ад-Дин аль-Альбани, да помилует его Аллах:
- Человек, написавший книгу «Адалат аль-Иджтима’ийа», которая ничего не стоит, но его книга «Ма’алим ‘аля ат-Тарикъ» (Вехи на пути), содержит ценные исследования. (Запись 784, «Сильсиля Худа ва-Ннур»).
В этой же записи Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал:
- Я убеждён в том, что он не ученый, но у него правдивые слова, особенно те, которые он сказал в тюрьме, как вдохновение.
Так же Шейх сказал:
- Этот человек не ученый, но у него есть слова, от которых исходит свет и знание, например, «…образ жизни». Уверен, что многие наши салафитские братья не понимают их смысла, что «Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха – это образ жизни». Это и есть то, о чем я говорил.
2. Шейха Мухаммада б. Салиха аль-Усаймина, да помилует его Аллах, спросили:
Саид Кутб проявил себя в исламском мире как мыслитель, и мнения людей в его отношении разделились между его прославлением и сильном порицании. Мы бы хотели, чтобы наш Шейх разъяснил нам эту тему, и каким должно быть к нему отношение мусульманина, потому, что Саид оставил след в исламском мире, у него много работ и сочинений.
Он ответил:
- Я не хочу, чтобы среди мусульманской молодежи были спор или вражда насчет определенного человека. Ни насчет Саида Кутба, ни насчет другого. Наоборот, спор ведется насчет шариатского положения. Например, когда мы рассматриваем слова Саида Кутба или другого, мы говорим: это слова истины или ложь? Затем, если они являются словами истины, мы очищаем их и принимаем, а если они лживые, то отвергаем их. Но спор и вражда между молодежью насчет определенного человека — большая ошибка.
Саид Кутб не защищен от ошибок, и те ученые, которые выше него, тоже не защищены от них, и те которые ниже него, тоже не защищены. Слова любого человека могут быть приняты и могут быть отвергнуты, кроме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слова которого должны быть приняты в любом случае.
Поэтому, я запрещаю молодежи спорить вокруг одного определенного человека, кем бы он ни был, ведь когда ведется спор таким образом, то это может привести к аннулированию истины, которую сказал этот человек, или наоборот, поднять ложь, сказанную им. И это очень опасно, потому, что когда один человек слепо следует одной личности, и другой слепо следует против, то тот, который следует против может сказать про эту личность то, что тот не говорил, или неправильно истолкует его и т.д, а другой может скрыть от него то, что он сказал, или исправить его ложь.
Мы говорим: мы не обсуждаем личности и не следуем фанатично за кем-либо. Саид Кутб перешел из дома деяний в дом воздаяния, и Аллах Судья ему и другим ученым.
Истина должна приниматься, пусть она исходит от Саида Кутба или другого, а ложь должна быть отвергнута, пусть она исходит от Саида Кутба или от другого.
Необходимо предостерегать от любого типа лжи, написанной или сказанной этим или другим человеком. Это и есть мой совет братьям, ведь разговоры и споры не должны вестись в отношении какого-то определенного человека.
Что касается Саида Кутба, то мое мнение о его трудах такое же, как и о трудах других: в них есть истина и в них есть ложь… ведь никто не защищен. Но его труды не подобны трудам Шейха Насира ад-Дина аль-Альбани. Разница между ними такая же, как между землей и небом. Труды первого относятся к литературе и общей культуре, и нет у него трудов, как у Шейха аль-Альбани, в исследовании и науке.
Поэтому я считаю, что истина принимается от любого человека, и ложь любого человека отвергается. Мы не должны, вернее нам нельзя вести вражду, спор и разделения в именах людей. (Ликъаъ ал-Баб ал-Мафтух 130, вопрос номер 1)
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
Перевел Абу Абдиллях