К тому времени, как маленькую девочку принесли в палаточную аптеку, ее грудь неестественно вздымалась, а температура зашкаливала. Ей помог бы кислород, но его запасы иссякли – клиника организации «Врачи без границ» была закрыта правительством Мьянмы в феврале.
Обратиться в больницу было невозможно – прием мусульманина рохинья всегда требовал длительного бюрократического процесса, а у ребенка просто не было этого времени. Владелец аптеки, не зная чем помочь, отправил семью в клинику в Дапаинге, единственную, принимающую десятки тысяч мусульман рохинья из лагерей беженцев. Хотя было 4 часа дня, больница оказалась закрыта.
В итоге семья вернулась в аптеку, где маленькая Пармин и умерла на руках у бабушки, не получив лечения.
Гуманитарный кризис в Мьянме разразился после того, как правительство выдворило «Врачей без границ», которая оказывала медицинскую помощь почти миллиону мусульман рохинья. Но в последние недели ситуация дополнительно усугубилась – чиновники-буддисты стали ограничивать деятельность всех прочих гуманитарных и благотворительных организаций в штате Ракхайн, где распространились туберкулез, водянка и недоедание.
«Очевидно, что смерти учащаются», - констатирует глава подразделения ВОЗ в Мьянме Ливиу Ведраско.
После запрета за деятельность «Врачей без границ» состоятельные мусульмане из-за границы открыли здесь временную клинику, и волонтер-медик У Монг Монг Хла принял в ней женщин с истощенными детьми. По его словам, все эти дети нуждались в гораздо большем, чем одноразовая порция витаминов.
«Этих детей кормят одним рисом. Если такая ситуация сохранится, все эти дети умрут», - говорит он.
Однако в самом отчаянном положении оказываются женщины с осложненными беременностями. Медицинского наблюдения за беременными здесь как такового нет, и случаи тяжелых родов очень часты.
20-летняя мусульманка рохинья Зхара Кату очень боялась идти в больницу. Терпя боль и нося под сердцем двойню, она решила добраться до клиники в Дапаинге. Бирманский доктор при осмотре определил, что оба ребенка погибли, и порекомендовал ей обратиться в больницу города Ситтве за срочной операцией.
Но она вместо этого пошла домой.
Спустя 2 дня она вернулась в клинику едва живая, и ее перевели в больницу. Отец молодой женщины Абдулла Ми, тощий и изможденный, был в ужасе. – «Я боюсь, что ракхайнцы убьют ее там».
Его дочь пережила операцию по удалению мертвых детей, но спустя неделю скончалась в больнице от заражения крови, которого по мнению д-ра Ведраско можно было избежать при своевременном обращении в больницу.
По состоянию на последнюю неделю апреля некоторые из работников международных организаций попытались вернуться в лагеря и рассказали о «далеких от нормальности» условиях, что противоречит заявлению министерства внутренних дел Мьянмы.