Политика

Рамзан пошел дальше своего отца. Но не туда?

На Северном Кавказе разгорается очередной скандал с участием главы Чеченской республики. В этот раз гнев Рамзана Кадырова обрушился на мэра дагестанского города Хасавюрт Сайгидпашу Умаханова. Подробности в материале нашего корреспондента Тимура Измайлова.

22 апреля 2014 года Рамзан Кадыров выступая  на совместном совещании Временной оперативной группировки органов и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и коллегии Министерства внутренних дел по Чеченской Республике, назвал главу города Хасавюрт бандитом и обвинил того в связях с вооруженным подпольем. Племянника мэра Кадыров назвал  амиром (полевым командиром),  а в самом городе царит, по его мнению, полное безвластие. Далее уже последовал стандартный набор обвинений, который до этого Кадыров предъявлял главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову. Мол, в спокойную и мирную Чечню, правда, теперь уже из Дагестана через  Хасавюрт проникают боевики, оружие и наркотики.

Старые обиды

Во время второй чеченской войны отец Рамзана Ахмад-Хаджи Кадыров, который прекрасно понимал ценность добрососедства на Северном  Кавказе, старался поддерживать хорошие отношения со всеми соседями. Даже после вторжения банд Шамиля Басаева и Хаттаба в Дагестан, ему удалось наладить отношения не только с официальной Махачкалой, но и  хорошие личные отношения с мэром Хасавюрта.  Первый эшелон в  чеченский город Гудермес  с гуманитарным грузом – медикаменты, питание, одежда, школьное оборудование, был отправлен руководством Хасавюрта.

Но отношения Рамзана Кадырова с мэром Сайгидпашой Умахановым, на этом посту он с 1997 года, не сложились. В 2005 году сестра Кадырова Зулай была задержана в Хасавюрте. У нее не было с собой паспорта, и милиционеры, как утверждала чеченская сторона, при задержании ей сломали руку, доставив ее в местный РОВД.  К хасавюртовским стражам порядка обратились их чеченские коллеги с просьбой немедленно освободить сестру, тогда еще первого вице-премьера Чечни Рамзана Кадырова, но получили отказ. По словам очевидцев, через пару часов в Хасавюрт ворвались около 150 кадыровцев. Они захватили отдел милиции, где находилась Зулай Кадырова, избили дагестанских коллег и уехали Чечню,  забрав  с собой задержанную. Такое на Северном Кавказе не забывается.

Друг отца

12 марта 2014 года в Хасавюрте были задержаны подозреваемые в подготовке покушения на Сайгидпашу Умаханова, жители Ножай-Юртовского района Чечни Джабраилов и Качаев. У них обнаружили девятимиллиметровую снайперскую винтовку ВСК-94 со спиленными номерами и 26 патронов к ней.  После заявления Кадырова, мэр Хасавюрта ранее утверждавший, что узнал о подготовке покушения на него из СМИ, теперь делает странное заявление, что случившееся, может быть следствием работы Кадырова по сохранению стабильности в своем регионе.  А на официальном сайте города Хасавюрт уже появился ответ Умаханова на оскорбления и обвинения со стороны Рамзана Кадырова. Он заявил,  что был близким другом Ахмата-Хаджи  Кадырова, поэтому отказывается вступать в полемику с его сыном, главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Но при этом заметил, что криминальная статистика свидетельствует о том, что не Дагестан и Хасавюрт, в частности, являются поставщиками оружия и наркотиков в Чеченскую Республику, а как раз – наоборот.

Экономическая война

Однако существует еще одна версия того, почему Кадыров так сильно настроен против Хасавюрта и его руководителя. Приграничный с Чечней Хасавюрт один из самых богатых городов Дагестана. На его территории находится крупнейший в регионе оптовый рынок. Большинство чеченских и ингушских оптовиков закупают продукты и товары именно там. Чеченское руководство пыталось привлечь в свою республику хасавюртовских предпринимателей, открыв рядом с Хасавюртом  новый рынок у чеченского села Кошкельды. В 2010 году там были построены несколько тысяч торговых палаток, но дело не пошло, бизнесмены предпочли остаться в Дагестане. Потом были попытки открыть крупные рынки  в Гудермесе и в Курчалое, правда, с тем же успехом, что и в Кошкельды – их закрыли.

Но Рамзан Кадыров не из тех, кто привык отступать. На границе Чечни и Дагестана был введен тотальный и тщательный досмотр всего автотранспорта, с заявленными благими целями, борьбы с терроризмом и наркотрафиком. В итоге на приграничном Герзельском посту растут огромные очереди, – вынужденные часами  стоять в очередях мелкие торговцы из Чечни и Ингушетии ездят на оптовые рынки в другие регионы.

Чем закончится этот скандал – неизвестно. Возможно ничем, как и в случае с Евкуровым. Рамзан Кадыров, безусловно, один из самых сильных во всех отношениях региональных руководителей на Северном Кавказе, но его власть и могущество распространяются исключительно на Чечню и ее жителей. Кремль никогда не поддерживает его инициатив за пределами Чечни, видимо считая, что не стоит потакать амбициям Рамзана, выходящим за пределы вверенного ему региона.

подписаться на канал
Комментарии 0