Среда обитания

Кавказ за кулисами Майдана

На сайте КАВПОЛИТ накануне был проведен опрос среди читателей. Редакция хотела узнать, что, по их мнению, является причиной того, что на фоне украинских событий криминальных новостей с Кавказа стало заметно меньше. Из предложенных вариантов голосовавшие с значительным отрывом предпочли вариант «СМИ формируют «образ врага» - за такой ответ проголосовали 62% опрошенных, два других варианта про то, что «это заказ» и «на Кавказе все действительно стало спокойно» проголосовали 15% и 20% соответственно.

Горячая неделя

Тем не менее, минувшая неделя для Дагестана, например, была не очень спокойной: начавшись с объявления о введении режима КТО в нескольких районах Дагестана, закончилась она убийством депутата Народного собрания Дагестана Исламова. Практически весь первый квартал начавшегося года на военные операции с применением спецтехники и показные теракты, которым там дурно прославился Дагестан за последние годы, не отличился, что странно. Несмотря на то, что неоднократно так или иначе просачивались сообщения о вооруженных инцидентах, и сами дагестанцы говорят о заметном затишье. К апрелю же криминогенная обстановка стала незаметно, но и необратимо сгущаться.

15 апреля правоохранители заблокировали бандгруппу из пяти человек в одном из частных домов Степного поселка, расположенного в окрестностях Махачкалы. С бандитами велись долгие переговоры – из здания удалось вывести жену и двоих детей. Как сообщает Национальный Антитеррористический Комитет (НАК), в завязавшейся перестрелке были убиты пятеро участников Махачкалинской диверсионно-террористической группы. Убитых быстро опознали, одним из них оказался глава группировки Сулейманов Шахрутдин.

«На месте спецоперации были обнаружены два автомата, три пистолета, самодельные гранаты и боеприпасы. Нейтрализованные боевики входили в состав "махачкалинской" банды, на счету которой многочисленные нападения на сотрудников правоохранительных органов, вымогательства крупных денежных сумм у предпринимателей, похищения людей с целью выкупа, другие преступления террористической направленности», — говорится в официальном сообщении ведомства.

Режимы КТО в Дербентском, Табасаранском и Ботлихском районе, так же незаметно на общем федеральном информационном пространстве введенные 11 апреля, были к 13 апреля сняты, без комментариев и подробностей проводимых спецмероприятий. 

«Кому-то нужен шум, а кому-то – тишина»

Буквально вчера Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) опубликовал результаты опроса мнения населения среднестатистических россиян о Кавказе в целом, обстановке на Кавказе и их отношении к кавказцам. Согласно полученным данным, 41% россиян в марте назвали обстановку на Северном Кавказе "благополучной" и "спокойной", чуть больше опрошенных – 43% считают, что ситуация на Северном Кавказе напряженная, и только 4% россиян назвали обстановку "критической" и " взрывоопасной. Еще 12% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Напомним, по данным того же Левада-центра, за январь показатели улучшились более чем в 2 раза.

Так, например, три месяца назад катастрофической ситуацию на Северном Кавказе оценивали 12% участников опроса, а напряженной – более 60%. По мнению аналитиков Левада-центра, стимулятором смены вектора отношения к Кавказу в положительную сторону стала Олимпиада.

«Несмотря на то, что на практике мы видели и сами ощущали относительное спокойствие, людям заезжим, например, сразу же бросается в глаза обилие военной техники, стихийных нарядов ДПС и патрулей на улицах той же Махачкалы, – говорит Самед Ахмедов, аналитик. – Стало спокойнее? Не думаю. Мы ощущаем спокойствие – так правильнее, потому, что не видим по телевизору, а ведь именно он формирует самоидентификацию большинства населения, что там взрыв, там спецоперация, там бои. Все просто: секцию за «пострелять» в новостных программах заняла Украина, а вот Кавказ уже отвечает за «поворовать». Лично мое мнение, признаюсь честно, что так даже лучше».   Он же считает, что исключительно таким образом возможно искоренение кавказофобии.

Однако как показывает практика, замалчивание проблемы ее не решает. Несмотря на то, что, например, в феврале НАК и ленты информационных новостей не сообщали никаких криминальных новостей, – не означает, что их не было. Хотя стоит признать, в целом градус криминальной экстремистской напряженности заметно спал. Аминат Меджидова, адвокат, считает, что активизировавшись к весеннее-летнему периоду, подполье «наверстывает упущенное».

 «О том, что силовики вполне себе плотно работают в связке с боевиками, говорят давно. Я даже помню, что покойный Хаджимурад Камалов в свое время сказал это в лицо Адильгерею Магомедтагирову – бывшему министру МВД Дагестана, оба они уже давно не с нами, но ситуация, как мне кажется, не изменилась никак. Обстановка и суета с организацией и прочими атрибуциями во время проведения Олимпиады как нельзя лучше показала это. Если дагестанское подполье на самом деле было организованной террористической группировкой, они бы не упустили возможности громко заявить о себе и отомстить, тем, кого они называют куфрами, чиновникам то бишь продажным. Попросили их подождать, они подождали – молодцы, теперь началось все по-прежнему», – заявляет адвокат.

Есть и еще одна версия: так, например, некоторые аналитики связывают затишье дагестанского подполья и его нынешнюю активизацию с финансовыми потоками с Запада. Бытует версия, что, дескать, потратившиеся на неудавшийся Майдан «серые кардиналы» от мировой политики снова начали раскачивать «кавказскую лодку».  

Автор: Гуля Арифмезова
подписаться на канал
Комментарии 0