Общество

Глава мусульманской общины восточно-украинского областного центра Сейфулла Рашидов о ситуации в городе

Крымский сценарий в Луганске маловероятен, считает глава религиозной мусульманской общины города, специалист-конфликтолог, профессор Восточно-Украинского университета имени Владимира Даля Сейфулла Рашидов. По его словам, луганчан тревожит резкое повышение цен, однако сторонников присоединения к России в украинском областном центре меньшинство. Уроженец Дагестана, проживающий 35 лет в Луганске, утверждает, что на Украине мусульмане чувствуют себя очень комфортно. 

- Сейфулла Фейзулаевич, что сейчас происходит в Луганске?

- В субботу в центре города был организован митинг. Через некоторое время его участники переместились к зданию СБУ и провели там пикет. Требовали освободить задержанных накануне 15 пророссийских активистов и так называемого «народного губернатора» Александра Харитонова.

Вчера они вновь собрались и где-то в 16-17 по нашему времени (минус час по московскому — прим. ред.) стали уже штурмовать СБУ. Захватили первый этаж, выбили окна. Со слов офицера СБУ, с которым я разговаривал, в два часа ночи все сотрудники покинули здание. Митингующие захватили оружейную комнату. Так что сейчас они вроде бы вооружены. По крайней мере, об этом говорят очевидцы.

Сегодня все этажи заняты митингующими. Лозунги у них традиционные: «Референдум!», «Россия!». Я недавно приехал оттуда. Когда уезжал, руководителей общественных организаций приглашали в здание СБУ — на переговоры. Это последняя информация (на 17:00 мск — прим. ред.). Сейчас над козырьком СБУ висят российские флаги. Митингующие сбили таблички с названиями. На втором этаже разбиты стекла...

Была информация, что митингующие могут захватить Национальный банк Украины и здание областной администрации. Но этого не случилось.

- Какие шаги предпринимают украинские власти?

- Лично я усматриваю в их действиях некомпетентность, слабость и нерешительность. Вчера вечером власти пошли навстречу протестующим и выпустили шесть активистов. С одной стороны, это понятно. Сейчас главное избежать кровопролития. И министерство внутренних дел постоянно призывает стороны не допустить применения силы.

Но с другой стороны — вчера я своими глазами видел, как ОМОН не смог удержать натиск митингующих. В результате в столкновениях пострадали женщина и милиционер. Говорят, ему сломали позвоночник. То есть предпринятые меры не помогли предотвратить кровопролитие.

- Сегодня в соседней с вами области провозгласили Донецкую народную республику. Насколько реален крымский сценарий с референдумом в Луганске?

- Думаю, этот сценарий здесь не пройдет. Я 35 лет живу в Луганске. Преподаю здесь с 1988 года, то есть больше четверти века. Ни одного знакомого лица в толпе митингующих я не видел. Уверен, что они приехали из других городов. У меня нет доказательств, что это граждане другого государства. Но это явно не луганчане. 

По моим подсчетам, здание сегодня пикетируют не более ста человек. Большая часть тех, кто там собрался, – обычные зеваки. Как и я, они просто пришли понаблюдать за происходящим. Я был внутри толпы, слышал, о чем говорят люди. Многие недовольны тем, что уровень жизни резко снизился. Доллар подскочил, цены на бензин поднялись. А это транспорт, логистика... Все подорожало. Отсюда и критические настроения, которые сейчас усиленно подогреваются.

Но радикально настроенных митингующих было от силы человек 80-100. Лозунгов типа «Путин, спаси» стало значительно меньше. В основном они требуют проведения референдума и выступают за федерализацию.

Пророссийские настроения на востоке Украины, конечно же, есть. Особенно среди представителей Московского патриархата. Однако не все русские выступают за выход из Украины. Если референдум все-таки состоится, мне кажется, процентов 60-70 будет против как федерализации, так и отделения части страны.

- Как воспринимают сегодняшние события в мусульманской общине? 

- Мы стараемся пока держаться в стороне. Никаких заявлений от имени общины не делали, в акциях участия не принимали. Но, конечно же, в общине переживают по поводу происходящего. Есть определенная тревога. Все эти события, надо сказать, крайне неприятны. Нам хотелось, чтобы спокойно прошли президентские выборы. Со временем ситуация должна стабилизироваться. Хотя финансовое положение Украины сегодня, безусловно, очень тяжелое.

Как вы понимаете, круг общения у меня достаточно большой, я много общаюсь с земляками в России. И для меня удивительно, что, когда я звоню в тот же Дагестан, практически все говорят: «Хорошо бы, чтоб и вас присоединили к России». Даже от брата своего такое несколько раз слышал. 

Но здесь, в Луганске, у выходцев Дагестана таких настроений нет. По крайней мере, в среди моих знакомых никто не выступает за отделение востока Украины. В нашей общине много предпринимателей, представителей среднего класса. Они опасаются, что в случае присоединения к России у них начнутся проблемы с бизнесом. Да и вообще, понимаете, они живут здесь по 20-30 лет. Они – граждане этой страны, и настроены патриотично. Может быть, в это сложно поверить, но это так.

- Правильно я понимаю, что на Украине возникает меньше проблем на межэтнической, межконфессиональной почве, нежели в России?

- Да, мусульмане здесь чувствуют себя очень комфортно. Я руковожу общиной 15 лет, с 1999 года. Ни разу со стороны государства не было каких-либо действий, в результате которых ущемлялись бы наши права. Украина относится к мусульманам очень хорошо. Может быть, даже лучше, чем в некоторых западных странах.

Я вхожу в религиозный совет при губернаторе. Могу сказать, что никаких проблем с властью у нас не возникает — всегда выслушают, помогут, поддержат. Несколько лет назад, к примеру, мы построили в Луганске очень красивую мечеть, одну из крупнейших в стране.

Конечно, Украина – страна преимущественно православная, и некие преференции у Московского патриархата имеются. Но мы относимся к этому с пониманием. И вообще стараемся вести себя, как положено: соблюдаем закон, придерживаемся традиций... Я живу в Луганске с 1977 года и не помню, чтобы здесь когда-нибудь были серьезные конфликты на межнациональной или межконфессиональной почве. На бытовом уровне, разумеется, всякое бывает: кто-то что-то ляпнет, и прочее. Но в целом межэтнических проблем в нашем городе нет. 

Автор: Бадма Бюрчиев
подписаться на канал
Комментарии 0