Россия обещает проститься с Европой на всех уровнях. На экономическом — в ответ на санкции перенаправить нефтегазовый экспорт в Китай, перейти на рубль и национальную платежную систему. На политическом — в ответ на осуждение аннексии Крыма приостановить членство в ПАСЕ. На культурном — официально прописать в государственных документах тезис «Россия не Европа». Но есть странность в действиях такого исторического масштаба — они носят срочный характер.
Сегодня открывается сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, на которой будут обсуждаться проекты резолюций о полномочиях российской делегации в связи с позицией Государственной думы по Крыму. В ответ на возможное лишение полномочий или приостановку права голоса российские парламентарии пригрозили уйти сами. Первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов, например, сказал, что Россия стала самостоятельным центром мирового развития. Сенатор Игорь Морозов заявил в эфире «Эха Москвы», что в случае исключения из ПАСЕ Россия может отменить мораторий на смертную казнь, так как он был условием вступления. Посыпались другие радостные комментарии: мол, тогда и Европейский суд по правам человека нам будет не указ и можно будет наконец забыть о всяких европейских конвенциях.
На самом деле приостановка членства ПАСЕ ничего такого не дает, потому что ПАСЕ — только часть Совета Европы, куда вступала Россия, а конвенции действуют не по факту членства, а потому что подписаны Россией.
Но комментарии российских депутатов символически очень важны. Велика радость от того, что больше не надо вести дискуссии с нудными европейцами, придумывать аргументы для отстаивания своей точки зрения, просто сохранять лицо.
Мы больше не европейцы — и можно наплевать на договоры, которые мы заключали, когда были европейцами. Обычно такой отказ от субъектности для ухода от ответственности встречается у детей: помните, они придумывают какого-нибудь «другого мальчика», который совершал все плохие поступки.
Любопытно также, что здесь зеркальный вариант «другого мальчика», придуманного Владимиром Путиным для объяснения конфликта с Украиной: там Путин отказывал в субъектности новому украинскому правительству, поскольку Россия заключала договоры со старым.
Но нужно еще объяснить все это и закрепить в сознании собственных граждан. Вероятно, в этом должен помочь подготовленный Минкультом проект Основ государственной культурной политики (ОГКП), цитаты из которого приводит «Интерфакс»: «Россия должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к “Западу”, ни к “Востоку”. Краткой формулировкой данной позиции является тезис “Россия не Европа”, подтверждаемый всей историей страны и народа». Авторы считают, что единству общества угрожают «чуждые ценности», бороться с которыми надо единой культурной политикой.
Статус документа неясен, на общественное обсуждение его обещают представить в середине апреля. Но зачем он нужен, уже объяснил глава президентской администрации Сергей Иванов на заседании рабочей группы по ОГКП: «Последние события на Украине демонстрируют, к каким тяжким последствиям для государственности может привести отказ от привычных ценностей и спровоцированный извне раскол общества. Мы с вами этого допустить не можем, не имеем права».