В прошлый понедельник в Каире был вынесен беспрецедентный в новейшей истории смертный приговор. После судебного процесса, который представлял из себя всего два заседания по 30 минут каждое, 528 человек были приговорены к смерти. Среди них адвокаты, врачи и журналисты — цвет египетской интеллигенции.
Обвиняемые были признаны виновными в убийстве заместителя начальника полицейского участка в г. Матаи, что в 220 км южнее Каира, Мустафы Аль-Аттара, в нанесении телесных повреждений другим полицейским, нападении на участок и похищении оружия.
В зале суда, в клетках, выставленных вдоль стен, присутствовали 64 человека. Всего в заключении находятся 118. Остальные были осуждены заочно и сейчас скрываются от египетских силовиков.
Не стоит говорить, что процесс шел со множеством нарушений в обход любых, даже самых несправедливых законов.
Подсудимым не дали ознакомиться с 300 страницами материалов дела. На первом заседании судья отклонил все ходатайства защиты, на втором адвокатов вообще не пустили в зал суда.
В общей сложности в течение часа было «рассмотрено» дело 528 человек, и еще в течение часа судья зачитывал приговор.
В официальных египетских СМИ осужденных представляют как боевиков-террористов, а западная и российская пресса, хоть и сочувствует им, все же в основном представляет этих людей как некую безликую массу, которая стала символом торжества тирании и беспредела военной хунты.
Между тем угроза казни нависла не над террористами, и даже не над хулиганами-погромщиками, убившими человека в революционном угаре, а над представителями египетской интеллигенции, которые поплатились лишь за то, что выполняли свою работу.
Под номером 309 в списке смертников стоит имя адвоката Ахмеда Ида Тельба.
В последний раз его супруга – 32-летняя учительница Маха Саид, видела своего мужа и отца своих двоих детей месяц назад на коротком тюремном свидании.
Мусульманин Ахмед Ид Тельб работал в коптской адвокатской конторе. И, по словам жены, в последние месяцы все свое рабочее время посвятил защите преследуемых членов партии «Братья-мусульмане». Женщина говорит, что ее муж не был сторонником Мурси, он как юрист просто делал свою работу.
Среди прочих дел, Ахмед Ид Тельб представлял интересы обвиняемых в нападении на полицейский участок в городе Матаи.
Сам адвокат не был на месте нападения.
Маха Саид убеждена, что смертный приговор ее мужу был вынесен именно за его деятельность по защите «нападавших».
«22 января к нам в дом нагрянули 40 сотрудников спецслужб и провели обыск, но ничего интересного они не нашли и ушли с пустыми руками. Однако через 2 дня, когда Ахмед возвращался с судебного заседания в соседнем городе, ему позвонили из полиции.
В надежде на справедливость он добровольно пошел в полицейский участок и был арестован», — рассказывает Маха Саид.
Сейчас коллеги Ахмеда Ида Тельба бьются за его освобождение.
Дело 528 стало настоящей катастрофой для маленького городка Матаи с населением 50 тысяч человек. Если приговор будет приведен в исполнение, то каждый сотый его житель будет казнен.
Как признается отец осужденного адвоката, судебный процесс внес большой раскол в их общину.
«Теперь если один человек имеет проблемы с другим, то он доносит на него в полицию и говорит, что тот причастен к разгрому полицейского участка», — сетует он.
Вместе с Ахмедом Идом Тельбом, защищавшим людей от несправедливого приговора, в список смертников вошел и врач, который в тот день спасал раненных в беспорядках людей.
Уважаемый в Матаи доктор Хоссам Шабиб рассказывает, что в тот день, когда был убит полковник полиции, ему позвонили из больницы и попросили приехать, так как привезли много раненных в уличных боях. Он поспешил на работу, где и провел весь день.
«Когда я был на работе, сотрудник спецслужб Мухаммад Рушди подошел ко мне и позвал на помощь. Он сказал, что демонстранты убивают полицейского. Мы бросились к участку. Пытались оказать помощь. Но в условиях давки это было очень тяжело. Нас постоянно отталкивали», — вспоминает врач.
Он не смог спасти жизнь полковнику полиции и был задержан за это на 50 суток. Потом освобожден и сейчас заочно приговорен к смерти.
45-летний отец 4 детей Шабиб скучает по своей семье, но боится возвращаться в Египет.
Он рассказывает, что во время заключения ему завязывали глаза, избивали, держали в одиночной камере.
«Меня не пытали током, но в соседней камере кричал человек, которого пытали током, и я это слушал. Обычно такое наказание было ответом на жалобы заключенного», — говорит он.
Как и Хоссам Шабиб, в бега подались двое других осужденных на смерть египтян: 21-летний Сайф Гамаль и его отец Гамаль Мухаммад.
Они были арестованы 24 августа и освобождены 24 декабря. Сына вообще не было в Матаи во время трагедии, он утверждает, что был в Каире.
А Гамаль Мухаммад признает свое участие в демонстрации, жестоко подавленной полицией.
По его словам, заместитель начальника участка Матаи Мустафа Аль-Аттар был ранен в голову и отправлен в больницу, где позднее скончался. По его словам, частные телеканалы показали видеозапись, на которой видно, как среди разъяренной толпы врачи оказывают ему помощь.
Сайф Гамаль и Гамаль Мухаммад – оба сторонники партии «Братья-мусульмане».
Они считают, что такой жестокий приговор вынесен специально, чтобы спровоцировать «Братьев-мусульман» на насильственные действия и оправдать еще более жестокое подавление их движения. «Они пытаются взорвать ситуацию и принуждают людей взять оружие. Они пытаются превратить Египет в Алжир или Сирию, но мы не позволим этому произойти», — говорят они.
Кроме спасения раненых и защиты подсудимых, терроризмом теперь в Египте считается и «неправильное» освещение событий в этой стране.По делу 528 проходят 20 журналистов, 8 из которых находятся в тюрьме, а 12 скрываются от полиции.
Среди них австралийский корреспондент Аль-Джазиры Питер Грестл, глава египетского офиса телеканала Мухаммад Фахми и продюсер Бахир Мухаммад. Они обвиняются в распространении ложной информации и помощи террористической организации.
Питер Грестл
Сами журналисты отвергают все обвинения и говорят, что виновны лишь в том, что «дали слово представителям всех сторон политического конфликта в Египте».
Они были арестованы в конце декабря в каирском отеле Мариот, откуда вели репортаж о рождественских торжествах. С тех пор они находятся в заключении.
Бахира Мухаммада дома ждут дети и беременная жена.
Незадолго до этого был арестован их коллега — 25-летний корреспондент Аль-Джазиры Абдулла Аш-Шами. Его взяли дома вместе с женой Гехад и ее сестрой. Позднее женщин отпустили. Абдулла остался в тюрьме вместе с сотней других людей, задержанных в этот день.
Абдулла Аш-Шами
Уже восьмую неделю он, осужденный на смерть, продолжает голодовку в знак протеста против пыток, несправедливых арестов и судов. Заключенные просят его прекратить, так как это все равно ничего не даст, но парень держится из последних сил.
Абдулла рассказывает своей семье, что в тюрьме человеческая жизнь ничего не стоит.
«Один раз у его сокамерника случился сердечный приступ. Заключенные стали кричать, звать охрану и стучать в дверь. Но в течение 7 часов к ним так никто и не зашел. Человек умер, но даже его тело не торопились забрать», — передает слова своего мужа 21-летняя Гехад.
Она надеется, что справедливость восторжествует, ее мужа освободят, и в августе они смогут совершить путешествие в Нигерию на годовщину свадьбы.
Организация "Международная амнистия" начала кампанию в поддержку осужденных. Правозащитники просят всех написать на арабском, английском или любом другом языке египетским чиновникам, ответственным за судебный беспредел, и потребовать отмены смертного приговора и освобождения узников.
Контакты чиновников в приложенном файле.