Конфликты на почве распределения земель для Дагестана становятся уже настоящей угрозой. На фоне несправедливого разделения земель в районах начинают разгораться конфликты, перерождающиеся в межэтнические, межконфессиональные. Они длятся годами, только усугубляясь, но универсального решения найти так никому не удалось.
Барьер развитию
В Дагестане проекты строительства птицефабрики вызывают активные протесты местных производителей птицы. Развертывание туристического кластера тормозится в том числе и тем, что местное население выступает против, опасаясь потерять свои пастбища. Проблемы, возникающие при реализации модернизационных проектов, достаточно комплексно видны на примере конфликта в Ногайском районе Дагестана, где предполагалось реализовать проект по строительству сахарного завода. В данной инициативе население увидело сразу несколько угроз, в том числе и уничтожение этнической самоидентификации.
Конфликт между председателем колхоза и жителями селения Сивух, который едва не перешел в массовую драку и грозил развернуться международным скандалом, также не разрешен. Те, кто анализируют причины конфликта, разделились на два лагеря. Половина убеждена в том, что сивухцы повели себя как «собака на сене» и разгромили отстроенные теплицы исключительно из зависти к будущим барышам дельцов-арендаторов. Кстати, эту версию распространял и сам председатель колхоза, но именно то, что главный фигурант конфликта пытался настаивать на этой версии, и вызывает сомнения о состоятельности подобной подоплеки у других наблюдателей ситуации. Они убеждены, что ситуация назревала годами и в момент накала просто вылилась в такой исход, вполне предсказуемый.
«Ситуация очень похожа на то, что происходило в конце 90-х в детских домах в центральной России. Россиянам-усыновителям нужно было собрать огромное количество документов и еще ждать милости совета, принимающего решение, тогда как на их же глазах приезжали иностранцы, все улаживали за сутки и уезжали с ребенком, — рассказывает юрист-конфликтолог Асхаб Саидов. — Так же как тогда органы опеки в погоне за барышами стали в угоду иностранцам отдавать даже тех детей, за которых бились матери, также и нынешние руководители самых разных рангов, услышав слово «инвестиции», готовы прогнать жителей села в угоду иностранному вкладчику. Только, как потом выяснялось, российских детей на запад «пачками» везли в большинстве случаев не ради радости материнства, а с другими целями, также очень скоро выяснится, что инвесторам деньги надо возвращать. И вот тогда-то и начнется самое интересное», — заключает эксперт.
Меры и примерки
В середине марта состоялось заседание Совета старейшин кумыкского народа с участием Кумыкского научно-культурного общества. Земельные проблемы стали ключевыми на этом обсуждении.
Необходимость изменения статуса равнинных земель, которые в советское время были переданы горным хозяйствам и назывались землями отгонного животноводства, по мнению большинства, назрела давно. На сегодняшний день эти земли перестали быть землями отгонного животноводства в истинном смысле этого слова, да и нахождение их в ведении республиканской правительственной собственности не делает их востребованными и используемыми по назначению. Чаще всего на пустошах образуются целые населенные пункты «самозахватчиков» — переселенцев из горных районов.
Фарид Аскеров: все конфликты будут урегулированы и закончены, если для региона пропишут четкий и точный свод законов и правил землепользования и распределения земли
«Изъять земли отгонного животноводства из республиканского подчинения и передать муниципальным районам, в которых они территориально расположены», — предлагают общественники с целью их дальнейшего распределения.
Истинность и ложность конфликтов на земельной почве определять нужно исходя из ситуации, но налицо явные юридические недоработки. Все конфликты будут урегулированы и закончены, если для региона пропишут четкий и точный свод законов и правил землепользования и распределения земли, считает юрист Фарид Аскеров.
«Нет ни одного протокола, ни одного федерального закона, нет ни одного документа, четко и конкретно прописывающего норму, поведение, права и обязанности собственника, руководителя группы хозяйств, арендатора и даже инвестора, утверждает юрист. «Это проблема не только Дагестана, но и Кавказа в целом. Представлять кавказцев надо учитывая, что наш народ трудолюбив. Я убежден, прежде чем предоставлять льготные условия инвестирования, государству следовало бы предоставить условия своим согражданам, но ни в коем случае не в деньгах. Дагестанцы умеют и любят работать, но совершенно не умеют тратить!» — утверждает он.
Практическое применение сельскохозяйственных кредитов и в самом деле не дало ощутимого роста и прогресса агропромышленности в Дагестане. Возможно, именно приоритетность в аренде земель, покупке сельхозтехники даст результат. Эксперты в таких случаях приводят в пример успешные фермерские хозяйства дагестанцев в Ставропольском крае, в Краснодарском крае и в других регионах.