Новый пакет реформ вступил в силу в Турции. Основными нововведениями стали право частных школ вести обучение на родном языке, а также право политических партий и отдельных кандидатов проводить избирательные кампании на других языках помимо турецкого.
Кроме того, в стране ужесточаются наказания за преступления на почве ненависти.
Большинство реформ, предложенных турецким премьер-министром Эрдоганом 30 сентября, приняли еще прошлой осенью. Был отменен запрет на ношение головных платков госслужащими и учащимися, расширены права курдов, снижен проходной барьер в парламент.
Однако передачу связанных с языком законов на рассмотрение парламента правительство до сих пор откладывало «в связи с крайне напряженным графиком».
Они были приняты только после того, как президент Абдулла Гюль подписал закон о закрытии «школ интенсивной подготовки», принадлежащих движению «Хизмет» Фетхуллаха Гюлена. К следующему сентябрю эти дорогие центры подготовки к поступлению в университеты будут преобразованы в обычные частные учебные заведения.
Одновременно турецкие власти усиливают роль в образовании курдских и других национальных меньшинств. Отныне турецкие граждане могут открывать частные школы для обучения детей «на языках и диаектах, которые они традиционно используют в своей повседневной жизни».
Подписанный президентом Гюлем закон о преступлениях на почве ненависти предусматривает до трех лет лишения свободы за враждебные выражения или действия, касающиеся языка, расовой принадлежности, национальности, цвета кожи, пола, инвалидности, политических взглядов, философских убеждений, религии.
К выборам в местные органы власти приурочен закон, разрешающий проводить на любом языке или диалекте предвыборную агитацию и печатать рекламные материалы.
Тем партиям, которые на последующих парламентских выборах наберут более трех процентов голосов, государство будет оказывать финансовую помощь в размере не менее миллиона турецких лир.
Изменения коснулись и права на собрание в Турции. Массовые мероприятия и демонстрации, проводимые под открытым небом, должны теперь заканчиваться до заката, а собрания в закрытых помещениях могут продолжаться до полуночи.
Сотрудникам служб безопасности дается право делать аудио- и видеозаписи участников и докладчиков массовых мероприятий, однако использоваться они могут лишь для расследования преступлений или розыска подозреваемых.
Не обошлось и без исторических курьезов: депутаты аннулировали, наконец, принятую еще во времена Ататюрка 222-ю статью уголовного кодекса Турции, требовавшую от 2 до 6 месяцев заключения за отсутствие шляпы «в западном стиле» на голове.