Общество

Реконструкция московских мечетей: исторические факты

Соборная мечеть Москвы будет подвергнута реконструкции, но не уничтожению. Провокаторы, хоть и рядятся в одежды защитников истории столичных мусульман, в действительности не имеют ни малейшего представления о том, что происходило на самом деле в истории исламской уммы Москвы.

Что такое «реконструкция»? «Большой энциклопедический словарь» гласит, что слово «реконструкция» имеет такие значения: 1) Коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования. 2) Восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам.

Соборная мечеть Москвы будет подвергнута реконструкции, но не уничтожению. Об этом заявил в интервью газете «Ислам минбаре» председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. Тем не менее, провокаторы или просто недалекие умом люди обвинили его во всех смертных грехах, и два-три сайта заполнились соответствующими материалами, в которых напрочь отвергается возможность реконструкции Соборной мечети. Это, мол – беспрецедентное, унижающее московских татар явление. Авторы всех этих поклёпов, хоть и рядятся в одежды защитников истории столичных мусульман, в действительности не имеют ни малейшего представления о том, что происходило на самом деле в истории исламской уммы Москвы.

Возьмем для примера несколько фактов. Не так давно я смог ознакомиться с документами Центрального исторического архива Москвы, из которых становится очевидным, что старинная мечеть в Замоскворечье была разобрана после эпидемии чумы 1770-х годов при новом владельце этого земельного участка купце Щукине. Однако жители Татарской слободы не забывали о своей святыне и по мере сил пытались вернуть это место себе. Участок, где находилась та мечеть, впоследствии принадлежал различным владельцам. В период 1819-1821 годов это владение выкупил купец из села Камкино Нижегородской губернии мурза Хасан Аюпович Мангушев. В «Указателе жилищ и зданий» от 1826 года под номером 281 значится Магометанский молитвенный дом. Это то самое владение, где находилась ранее мечеть, на углу Большой Татарской улицы и Старо-Толмачевского переулка. Итак, очевидно, что мусульмане стремились молиться как можно ближе к тому месту, где некогда стояла их святыня эпохи позднего средневековья. Однако при этом, Магометанский молитвенный дом был построен примерно на 20-30 метров южнее средневековой мечети.

Спустя еще несколько лет была построена и сохранившаяся по сей день Историческая мечеть. Бухарский купец Назарбай Хошалов выкупил землю, принадлежавшую цеховой Пелагее Сарычевой, не позже лета 1823 года. В августе-сентябре 1823 года, не дожидаясь окончательного разрешения властей на постройку именно мечети, на этом участке началось возведение каменного одноэтажного здания. Встревоженный этим обстоятельством московский архиепископ Филарет задал вопрос генерал-губернатору Москвы князю Дмитрию Голицыну: «действительно ли от вышнего начальства на строение мечети дано позволение, и с таким ли обязательством, чтобы сего столь чуждаго богослужения публичных оказательств, каков публичный крик [азан], не было, согласно с известными секретными постановлениями о веротерпимости»? На том же документе стоит резолюция князя Голицына московскому обер-полицмейстеру от 21 сентября: «Написать, чтобы крику [то есть азана] никакого не было, и выдать план для построения дома для купца просителя, а не для мечети, а в доме он может по обряду своему богослужения отправлять уже».

Через 4 дня окончательно разнервничавшийся генерал-губернатор Д.В. Голицын издал несколько секретных постановлений по вопросу строительства мечети. Именно в этих документах мы видим кульминацию «компромисса» между властями и мусульманами о строительстве этого «столь чуждаго для Москвы» объекта. «Татарское общество допустить к построению дома для богослужения можно, но с тем, чтобы дом сей, будучи обыкновенного вида с прочими обывательскими домами, не имел снаружи ни малейшего признака мечети... Чтобы отнюдь дом сей строим не был в виде мечети, [далее дописано] и не назывался бы мечетью».

Итак, мы видим, что изначально Историческая мечеть возникла в качестве частной молельни, без минарета и купола. Мусульмане были вынуждены согласиться с ультиматумом властей. Понятно, что никакого разрешения императора на строительство мечети не было; ни о каких заслугах татар или прочих мусульман перед престолом в войне с Наполеоном говорить в этой связи не приходится; никакого уважения к исламу в этих документах не найти при всем желании. Но жители Москвы, исповедующие ислам, решили действовать согласно поговорке: «хоть горшком назови, только в печь не ставь». Очевидно, что если бы они продолжали упорствовать в своих требованиях построить мечеть «как в Казани», и «только по разрешению правительства» (таково было их требование от 1816 года), они бы еще долго не смогли обрести богослужебного здания. В результате через несколько лет, а именно к 1826 году, мечеть переехала из дома Мангушева в здание специально выстроенного для этих целей Татарского молитвенного дома, который мы сегодня называем Исторической мечетью.

Еще раз подчеркнем этот момент: первоначальный вид строения мало напоминал мечеть. В 1858 году был проведен первый ремонт этого молитвенного дома. Между 1880 и 1884 годами была осуществлена перестройка Исторической мечети – такая же реконструкция, которая сегодня вдруг объявлена преступной, если ее проводить в отношении Соборной мечети. Этому предшествовало прошение имама Х.Агеева, старосты И.Девишева, и Салиха Ерзина – главного финансиста проекта – на имя генерал-губернатора князя В.А.Долгорукова, в котором отмечалось: «Наше магометанское общество... числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в Москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам, ...отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года». Исходя из этого, авторы письма просили разрешить им увеличить мечеть.

В результате проведенной перестройки здания оно было расширено по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты. Вместимость мечети увеличилась до 1500 человек – то есть в 5 раз!

Мы видим, что Салих Ерзин, построивший Соборную мечеть Москвы, самолично финансировал реконструкцию Исторической мечети, как только: 1) у мусульман появились финансовые возможности; 2) этого потребовали изменившиеся условия, в т.ч. – значительное увеличение численности мусульманской общины. Сегодня недальновидные противники реконструкции Соборной мечети, ссылаясь на память С.Ерзина, говорят нам, что Московский муфтият разрушает историческое наследие татар-мусульман.

Получается, что и Салих Ерзин разрушал мусульманское наследие, которое с трудом возникло в 1826 году? Салих Ерзин финансировал коренную реставрацию, известен архитектор этой масштабной реконструкции (перестройки) Исторической мечети – Д.И. Певницкий. Представляю, какими словами обозвал бы Салих Ерзин провокаторов, которые суют палки в колеса процессу реставрации построенной им Соборной мечети – ведь и у нас коренным образом изменились два ключевых момента. Имеются финансы, и изменились условия существования общины, в том числе резко выросла ее численность. Как говорится, попробуйте найти отличия...

Далее Историческая мечеть еще не раз подвергалась реконструкции и ремонту. В сентябре 1915 года на деньги Садека Салиховича Ерзина около мечети было построено каменное здание медресе, которое сегодня выполняет роль административного помещения; в 1937 году мечеть была закрыта, в 1960-е годы снесли минареты, в 1992 году на средства посольства Саудовской Аравии была осуществлена полная реконструкция здания, а в 1998 году на средства Рашида Баязитова – еще одна.

Теперь перенесемся в Соборную мечеть Москвы. Она была построена в рекордно короткие сроки, за 5 месяцев 1904 года, можно сказать, в спешке. Ее возвели без фундамента. Почему? Дело в том, что второй мусульманский приход Москвы, который построил Соборную мечеть, почти 10 лет (!), с 1894 по 1904 годы, добивался разрешения на ее строительство. Участок по Выползову переулку перешел в собственность московского купца Хусаина Байбекова не позднее января 1902 года. В июле 1903 года в Московскую городскую управу пришло прошение Байбекова «разрешить мне в [моем] владении построить каменное трехэтажное жилое строение... и деревянное жилое строение...»; при этом ни о какой мечети или молельном помещении даже не упоминается.

Очевидно, что мусульмане решили «обойти» многочисленные бюрократические препоны, не позволявшие им в законном порядке построить мечеть. Для этого с согласия Байбекова два других лица – С.Бакиров и Х.Акбулатов – стали совладельцами зданий на участке. Затем они подали ходатайство о передаче участка со всеми строениями в пользу ОМДС. После того, как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети вместо намечавшегося в прошении Байбекова жилого дома фактически был предрешен. Можно сказать, что владельцы «путали следы», чтобы добиться в итоге своего. Вот и ответ, почему мечеть была построена в спешке, неправильно ориентирована на Каабу, не имела фундамента.

В любом случае, за истекшее столетие перекрытия мечети износились, а масштабной реконструкции здания за все это время так и не было проведено – в отличие, как мы помним, от здания Исторической мечети. Были только косметические ремонты, менялась электропроводка и система отопления, но мечеть ни разу, ни одного дня за всю советскую и постсоветскую эпоху не закрывалась для прихожан для полной реконструкции, как того требует грамотное ведение хозяйства.

Почему сегодня нельзя осуществить ее реконструкцию? Я не вижу ни малейших препятствий к этому! Более того, я четко осознаю: если сегодня старинное здание не отреставрировать, завтра нас ожидают колоссальные проблемы. Рухнет потолок, проломится пол, завалится стена... Кто будет нести ответственность за это? Активисты-провокаторы? Подписанты невыносимо глупых заявлений? Муфтии из чувашских колхозов? Редакторы сайтов, бесконечно сеющих фитну в мусульманской общине Москвы и России? Они первыми, вместе со своими друзьями-исламоедами, возложат ответственность за происходящее на руководство Московского муфтията.

Следовательно, надо идти вперед, не обращая внимания на провокаторов. Если же у активистов, искренне переживающих за судьбу мечети, и были сомнения в правильности принимаемого решения о реконструкции здания – искренне надеюсь, что после прочтения этой статьи сомнения исчезнут. Дорогу осилит идущий, которыми в свое время были Хасан Мангушев, Назарбай Хошалов, Салих Ерзин, Рашид Баязитов... Настало время пополнить этот почетный список новыми именами!

Автор: Дамир Хайретдинов, к.и.н., архивист, специалист по истории московской мусульманской общины
Комментарии 25
  • Ведомство ДУМ занимается очернением, т.е. фитной. Приведу цитату из протокола заседания резидиума Историко-культурного экспертного совета при Москомнаследии в янв.2009г.: "Д.Х. Гизатуллин (представитель Духовного управления мусульман Европейской части России) "высказал мнение Московского муфтията о необходимости разборки здания старой мечети, михраб которой отклонен от направления на Каабу, что является дезориентацией верующих и не соответствует канонам ислама. Обратил внимание на малую вместимость здания, не удовлетворяющего потребности прихожан". http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1273803 Разборка с последующим строительством - новодел и уничтожение памятника истории мусульман, которое маскируется словом "реконструкция".
    (-26)
    9 сентября'2011 в 23:22
    • Я одного не могу понять. Почему мусульмане против реконструкции? Это каким то образом влияет на молитву? из-за чего переполох?
      (1890)
      9 сентября'2011 в 23:30
      • В "исторической" части статьи тоже имеются погрешности.
        1) "Салих Ерзин, построивший Соборную мечеть Москвы..." Сыновьями имама Алимова собирались деньги по всей России. Они дошли до Китая! 2) "по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты" - мечеть достраивалась, но разрушалась до основания! 3)" Ее (мечеть) возвели без фундамента". Это полнейшая чушь. 100 лет эксплуатировалось здание с тяжелыми кирпичными стенами. Трещин не видно было. Без фундамента и сарай бы развалился за это время. 4)"..а масштабной реконструкции здания за все это время так и не было проведено..." Известно, что перед столетием в 2004 году был произведен капитальный ремонт здания на средства Татарстана. И т.д. Словом, не статья, а басня Крылова: "За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха?..." Ясно за что.
        (-26)
        9 сентября'2011 в 23:51
        • я вообще меньше всех думов верю цдум, рт,рб,и европейской части россии, их главам.
          (37)
          10 сентября'2011 в 00:10
          • Потому что ты татарофоб.
            (63)
            10 сентября'2011 в 00:13
            • ))нет,потому что есть такие люди как тт.
              (37)
              10 сентября'2011 в 00:18
              • А кто это тт?
                (63)
                10 сентября'2011 в 00:45
                • тот,кто открывал мечети разбиванием бутылок со спиртным, попу или как этого главного монаха руку целовал ему и тд . если еще не узнал кто это то скажу. но если ты бывал в ляля-тюльпане ты мог его видеть,инша Аллаh
                  (37)
                  10 сентября'2011 в 00:54
                  • тот,кто открывал мечети разбиванием бутылок со спиртным, попу или как этого главного монаха руку целовал ему и тд . если еще не узнал кто это то скажу. но если ты бывал в ляля-тюльпане ты мог его видеть,инша Аллаh.
                    говорят у него с головой не в порядке,или это предположение,может сошел с истины. не знаю, но делов натворил. в мечети иудейскую звезду с крестом додумался установить и мн др. а властям он выгоден,используют как посмешище, я так думаю.
                    (37)
                    10 сентября'2011 в 00:57
                    • В загадки решил поиграть что ли? Говори прямо.
                      (63)
                      10 сентября'2011 в 01:07
                      • доставай утюг.ща ссылку дам,инша Аллаh
                        (37)
                        10 сентября'2011 в 01:11
                        • (37)
                          10 сентября'2011 в 01:14
                          • (37)
                            10 сентября'2011 в 01:15
                            • Ну первую статью я даже читать не хочу. Она начинается с оскорбительного коверканья имени человека рядом с которым я совершал намаз.
                              Видео тоже начинается с полной лжи. Ведь ты сказал, что понимаешь татарский язык. Почему ты не говоришь, что при разбивании бутылки Талгат хазрат проклинал спиртное, и требовал чтобы никто не смел пить, и даже нюхать эту гадость. И создатели этого видео при этом просят прокомментировать человека, который прямо сказал: что не слышал, что говорил Талгат хазрат, а только видел как он разбил бутылку. Судя по виду этого мужика (отсутствие зубов и неуверенная речь) он никогда не простит хазрату разбитую бутылку. Вся алкашня, наверняка, его за это возненавидела. Надеюсь, ты не из их числа? Дальше даже смотреть не стал. Если уж с самого начала - враньё. До просмотра этого видео я сам очень критично относился к Талгату хазрату. Был наслышан про разбивание бутылок из шайтанских СМИ. Сейчас я менее критичен.
                              (63)
                              10 сентября'2011 в 02:01
                              • поправка:
                                2) "по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты" - мечеть достраивалась, но НЕ разрушалась до основания!
                                (-26)
                                10 сентября'2011 в 02:17
                                • Братья, призываю вас не переходите на личности. Главная цель - сохранить Мечеть! Я не сторонник ни тех, ни других, но объединенные в добром деле, думаю, станут лучше, чем те, что лгут. Я дам Вам ссылки по теме, про мечеть:
                                  http://www.youtube.com/watch?v=tTtVKZNETYE&feature=feedf
                                  http://www.youtube.com/watch?v=IFHzozbu2JI
                                  (-26)
                                  10 сентября'2011 в 02:28
                                  • Посмотрел ссылки, узнал что новая мечеть должна вмешать 10000 мусульман, в то время как сейчас 1500, а это значит что еще 8500 братьев будут совершать намаз в помещении, по моему существенный !
                                    (2098)
                                    10 сентября'2011 в 07:07
                                    • Согласен. Но я слышал, что возведение новой мечети на новом месте было бы дешевле. Может быть имеет смысл добиваться новой площадки под строительство? Ведь, нашлись 200 площадок в Москве для новых церквей. Одну площадку для мечети можно, наверное, найти. Раньше при царе только на татарской улице было 7 мечетей. А теперь на всю Москву меньше.
                                      (63)
                                      10 сентября'2011 в 07:17
                                      • Так кто же против, не дают же места московские власти:(
                                        (2098)
                                        10 сентября'2011 в 07:31
                                        • И не дадут. Потому что мусульмане идут против законов Аллаha. Они критикуют хулят и позорят своих имамов. При этом приводят в качестве аргументов всякие "фотовидеодокументы" анонимных авторов из шайтанских СМИ. Разве смогут облитые грязью имамы что-то потребовать? Что им остаётся? А остаётся им целовать руки власть придержащим, чтобы хотя бы на улицах позволили молиться. А не на подмосковных свалках и помойках.
                                          (63)
                                          10 сентября'2011 в 07:44
                                          • Мусульмане слабы в своем Имане и своих имамах, представь на секунду единство Уммы, 20млн человек на акции протеста в Москве за строительство новых мечетей?
                                            (2098)
                                            10 сентября'2011 в 09:06
                                            • Ну, кто против расширения? Насколько можно верить высказываниям ДУМЕРОВцев внутри большой мечети после разборки вновь создадут аналог старой мечети, что на их языке называется реставрацией. Мы же требуем вместо этого лишь сохранить старую мечеть. Так что на общей вместимости это не должно отразиться. По-моему руководству ДУМЕР не стоит создавать раздоры в Умме по такому поводу, обливать людей грязью и изворачиваться, придумывая нелепые объяснения и облекая истинный смысл в неясные формулировки.
                                              (-26)
                                              10 сентября'2011 в 09:07
                                              • О 7-ми мечетях не слышал. Площадку не в центре, но удобную в транспортном отношении найти, наверное можно было. Зам.предс. комиссии по связи с религиозными организациями Блаженов говорил о предложенных 8-ми площадках, от которых ДУМЕР отказался. К этому, видимо, надо приплюсовать площадки, которые пробивал под свои мечети тажетдиновский ДУМЦЕР (одна была близко к центру на Софийской набережной), против предоставления которых ДУМЕР категорически возражал. Мы, мусульмане, к сожалению, узнаем обо всем этом задним числом.
                                                (-26)
                                                10 сентября'2011 в 09:15
                                                • Ну зачем же воодить в заблуждение читателей, ведь говорили же на этой встрече (сама свидетель http://www.tatargazeta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=147:l-r&catid=13:halida&Itemid=6 ) представители ЦДУМ, как их водили все эти 20 лет власть за носы в СВАО Москвы, точно такая же ситуация в ЮВАО (сама проводила расследование после чего была статья "Не будет вам мусульманам, никаких мечетей"), где Гаяз Алиевич бегает из одной в другой ЦДУМ, лишь кому-нибудь дали землю -никому из ДУМов не дают, а умело стравливают всех против всех: ЦДУМ против СМР, СМР против ЦДУМ и т.д. -разделяй и властвуй.
                                                  (-38)
                                                  10 сентября'2011 в 20:02
                                                  • Против реконструкции мечети выступают те, кто в пятницу на морозе на тратуарах не сидит и молитвой, которая разделяет мусульманина от немусульманина не обремененны. Приводятся слова пророка Мухаммада, да благословит его Аллаха и да приветствует: " Молитва (намаз) - опора религии. Тот, кто хранил ее (молитву) сохранил свою религию, а тот, кто разрушил ее (молитву), тот разрушил свою религию". Это люди - правокаторы, которые, в лучшем случае, молятся два раза в году, хотя Аллах предписал молиться пять раз в день и соблюдать пятничную молитву. Об этом приводятся слова посланника Аллаха: " Тот, кто без уважительной причины оставит три пятничные молитвы тому Аллах запечатает сердце (и он перестанет отличать харам от халяля).
                                                    (4056)
                                                    21 сентября'2011 в 00:32