В то время как эксперты активно обсуждают экономические и геополитические последствия присоединения к России Крыма, мне наиболее любопытными представляются правовые последствия этого события.
Существующая правовая «коллизия», обусловленная соотношением принципов международного права – права на территориальную целостность и права народов на самоопределение, нашла свое отражение и в национальном праве современных государств, в том числе и российском.
Меняя свое законодательство и облегчая вхождение в состав России новых субъектов федерации, мы теоритически облегчаем и выход из нее, так как в вопросе о статусе и территориальной принадлежности региона во главу угла ставим исключительно мнение местного населения.
Кроме того, мы существенно меняем сложившийся у нас баланс двух приотворяющих друг другу принципов международного права в пользу права народов на самоопределение. В будущем это может сыграть с Россией злую шутку. А с ростом противостояния с США и их союзниками, такие риски увеличиваются.