6 марта, в Махачкале прошла Международная богословская конференция «Российские мусульмане: права и обязанности». Встреча началась с чтения Корана недавним победителем международного конкурса по чтению Книги Аллаха –Билялем. Выступления открыл муфтий Дагестана Ахмад Абдуллаев. Закончив говорить на арабском языке, муфтий поприветствовал присутствующих и посоветовал не знающим арабский попросить перевести его слова тех, кто знает.
Ведущий встречи – имам Джума-мечети Махачкалы Мухаммад-Расул Саадуев – передал слово муфтию Чечни Султану Мирзаеву. Речь его была эмоциональной и местами довольно жёсткой. Муфтий сразу предположил, что слово ему дали первым, зная, что он будет жёстко критиковать «ваххабитов и салафитов» и дойдет до отца и матери, не желая слышать об этом в конце встречи. Несмотря на то что это была шутка, скорее всего, предположение было недалеко от правды. Муфтий разразился различными обвинениями, начиная с обвинения всех салафитов во лжи. По мнению Мирзаева, салафитов сегодня не может быть по определению, поскольку они жили в первые три века ислама. Видимо, муфтий Чечни путает салафитов с саляфами – праведными предшественниками из первых трёх веков, последователями которых называют себя салафиты.
На этом Мирзаев не остановился. Призывая дагестанцев следовать местным учёным, которых, по его словам, всегда было много и с которыми постоянно советуется и он сам, Мирзаев был возмущён тем, что большая часть молодёжи следует тем, кто, кроме пролития крови, ни к чему не призывает. Перечисленные имена смутили как шейха Аль-Карадаги – главного гостя мероприятия, которому переводили слова выступающих, – так и многих присутствующих. Список – Албани, Абу Яхья, Ринат Казахский – как-то уж очень резал слух. Во-первых, чеченский муфтий странным образом объединил русскоязычных проповедников с известным во всём мире учёным. А во-вторых, если в указанном контексте перечисленных в чём-то и обвиняют, то уж точно не в пролитии крови. Скорее совсем наоборот.
Перед тем как передать слово шейху Аль-Карадаги, Мухаммад-Расул Саадуев довольно тактично отметил, что сегодняшнее мероприятие не направлено на разделение мусульман, раскол между ними или их оскорбление. Было видно, что и некоторые слова шейха Аль-Карадаги были косвенно обращены к чеченскому муфтию.
Шейх отметил, что приехал по личной инициативе с целью помочь мусульманам и быть к ним ближе. Основным посылом выступления Аль-Карадаги была важность единства мусульман, их снисходительного отношения друг к другу, умения искать ошибки именно в себе и прощать других. Шейх также отметил важность признания своих ошибок и продолжения отношений уже без них. При этом он подчеркнул, что эти слова касаются не только исламской молодёжи, но и властей. Отдельно Аль-Карадаги остановился на теме такфира (обвинение в неверии) и культуры разногласий согласно шариату. Среди прочего было сказано, что понимание салафитами вопросов, по которым с ними не согласны другие, является научно обоснованным, но, к сожалению, эти слова не были переведены должным образом. Основному переводчику плохо давались шариатские тексты, поэтому в ходе мероприятия эта роль частично перешла к Мухаммад-Расулу Саадуеву.
Разрядил обстановку муфтий Татарстана, не согласившись с теми, кто считает целование руки шейха многобожием: «Когда ты до утра целуешь свою жену из-за своей страсти – это не ширк, а когда я целую руку шейха из уважения к нему – это почему-то ширк», – провёл аналогию муфтий под аплодисменты публики, получившей новые аргументы.
В конце слово вновь взял шейх Аль-Карадаги и высказал свои предложения мусульманам Дагестана, основным из которых было обновление или, как сейчас говорят, перезагрузка отношений между ними. Остаётся надеяться, что не направленной на разделение и оскорбления мусульман будет не только эта встреча, приуроченная к приезду гостей, но дальнейшая повседневная жизнь.