Дело алтайского имама Сватова дошло до Москвы
Участники встречи «Мемориала» призвали к совершенствованию российского законодательства
Бывший имам Кош-Агачского района республики Алтай Сержан Сватов в среду был признан виновным по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности запрещенной организации) и приговорен к выплате крупного штрафа. Он попал под действие антиэкстремистского законодательства, от которого зачастую страдают не террористы, а простые верующие. Такое мнение высказали участники круглого стола, прошедшего в среду в правозащитном центре "Мемориал". По их словам, из-за несовершенства системы отчетности правоохранительных органов, множащиеся уголовные дела, в том числе и с участием мусульман, не являются реальным показателем борьбы с экстремизмом и преступностью в стране.
В мероприятии приняли участие директор одной из программ "Мемориала" Виталий Пономарев, имам московской мечети «Ярдам» Махмуд Велитов, адвокат Сержана Сватова - Эльдар Янбердин и директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский.
Как рассказал Эльдар Янбердин, рассмотрение уголовного дела в отношении его подзащитного вступило в финальную стадию вечером 4 марта, хотя должно было длиться еще как минимум полгода. Сержан Сватов, собиравшийся в Москву для участия в данном круглом столе, был задержан во вторник в аэропорту Новосибирска. Уведомления о заседании суда имам не получал. Начавшийся в тот же день в 20.00 судебный процесс продолжался в течении нескольких часов и был перенесен на утро среды, когда и был вынесен обвинительный приговор. Суд признал Сватова виновным в организации запрещенного религиозного движения "Таблиги Джамаат", обязав выплатить штраф в размере 100 тыс руб. Также ему запрещено в течение двух лет заниматься религиозной деятельностью.
По словам адвоката, уголовное дело было не объективным, в частности, суд не выслушал всех свидетелей, а некоторые из них дали обвинительные показания на Сватова под давлением и впоследствии в суде были готовы отказаться от них. Обозначенная в приговоре формулировка о том, что имам "действовал умышленно из религиозных побуждений", как считает Янбердин, вовсе не выдерживает никакой критики, поскольку действия любого священнослужителя всегда должны быть осознанными и религиозно ориентированными.
Виталий Пономарев со своей стороны отметил, что в обвинительном заключении по делу Сватова нет ни одной фразы, которую можно трактовать как призыв к экстремизму. По словам эксперта, указанные судом при вынесении приговора аргументы можно распространить на любого из религиозных деятелей для привлечения его к уголовной ответственности. Пономарев отметил, что уголовные дела зачастую возбуждаются не из-за реальной опасности того или иного человека или организации, а в силу бюрократического фактора, поскольку именно количеством уголовных дел силовые ведомства, занимающиеся борьбой с терроризмом-экстремизмом, вынуждены отчитываться о своей деятельности.
Александр Верховский отметил еще один существенный правовую недоработку, следствием которой является то, что большинство уголовных дел по "экстремистским" статьям возбуждаются из-за слишком абстрактных законодательных критериев признания экстремизма, оставляющих возможность для избирательности правоприменения. По словам Верховского, при нынешних пробелах в законодательстве любую религиозную организацию можно подвести под запрет, особенно учитывая сомнительные выводы экспертов, которых используются при вынесении приговоров.
Имам мечети "Ярдам" Махмуд Велитов отметил, что при нынешних нормах священные тексты любой конфессии при желании можно трактовать как призыв к экстремизму. "Ислам - это не только тюбетейка", а система жизни, которая берет свое начало не от "Таблиг Джамаата" или какой-либо еще группы, а от нравственных и законодательных установок Всевышнего, пояснил имам.