Российские правозащитники и украинские эксперты считают ложью сообщения о наплыве в Россию людей, спасающихся от насилия
Потоки беженцев всегда производят впечатление грядущей катастрофы. Кроме того, они становятся удобным поводом для призыва к «отмщению» тем, кто заставил мирных людей спасаться бегством от насилия. Именно пропаганду о «плохом обращении» с немцами и о том, что им приходится покидать свою родину (чешские Судеты, польский Данциг, литовский Мемель), активно эксплуатировал в не столь древние времена режим Адольфа Гитлера. Мнение экспертов в нижеприведенной статье может не совпадать с мнением редакции.
За последние две недели февраля за предоставлением убежища обратилось 143 тысячи выходцев из Украины. Об этом заявляют в Федеральной миграционной службы России.
По сообщению же Погранслужбы РФ, с начала 2014 года в страну въехали 675 тысяч граждан Украины. Однако вероятно, что большую часть их при этом составляют трудовые мигранты, а также люди, совершающие поездки к родственникам и друзьям.
Между тем, представители вышеназванных ведомств считают, что наплыв нежданных туристов связан с "революционным хаосом" на Украине. «И если он продолжится, то тогда сотни тысяч беженцев хлынут в приграничные российские регионы. Российские власти фиксируют отчетливые признаки надвигающейся гуманитарной катастрофы», – констатируют они.
О «симптомах надвигающейся гуманитарной катастрофы» сказал сегодня и руководитель ФМС РФ Константин Ромодановский.
«За событиями на Украине уже последовало и значительное увеличение въездов из этой страны и обращений за предоставлением убежища. Причем больше половины – это женщины, старики и дети. Что же касается приграничных с Украиной территорий, то фиксируется уже резкий рост. При обращении к нам люди заявляют, что подвергались угрозам расправой, преследовались. Просят предоставить убежище, временное убежище, гражданство Российской Федерации. Они напуганы, эмоционально подавлены. Считаю, что эти иммиграционные проявления – свидетельство далеко не нормального положения в стране для своих сограждан. Опасаясь насилия, люди "голосуют" ногами», – утверждает Ромодановский.
Накануне российский «Первый канал», желая проиллюстрировать сюжет о резком росте числа беженцев, прибывающих с Украины в Россию, даже попал впросак.
Фото: КПП на украинско-польской границе, которое использовали для иллюстрации потока беженцев якобы в Россию / lenta.ru
Для иллюстрации сюжета о беженцах телевизионщики использовали кадры, которые, как оказалось, были сняты на украинской границе с Польшей. О подлоге (или ошибке) сообщил на своей странице в Facebook блогер Александр Щапов.
Блогер узнал КПП «Шегини», расположенный на границе с Польшей в 80 километрах от Львова. При этом в сюжете "Первого» утверждалось, что очередь из машин скопилась именно на границе с Россией.
Итак, беженцы. Но куда девать их? Как обустроить? Какова реальная возможность получить статус политического беженца в России?
Ряд чиновников уже озвучили предложение отправить украинских беженцев на Дальний Восток, где они выступят «кадровым резервом при становлении территорий опережающего развития», то бишь источником недорогой рабочей силы.
Однако зададимся вопросом: а насколько вообще реальна информация о наплыве беженцев из Украины?
«Вся эта информация о беженцах была бы смешна, если бы не была столь трагична. Ибо такого рода сообщения совершенно не соответствуют действительности, – говорит в беседе с КАВПОЛИТом один из руководителей правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов. – В «Мемориале» существует большая программа «Миграция и право», которой руководит Светлана Ганнушкина. Они внимательно исследуют ситуацию с беженцам. Так вот, по сведениям Светланы Алексеевны, не подтверждается появление 140 с лишним тысяч беженцев за последние два месяца. Об этом бы неизбежно стало известно. К примеру, была бы заметна перегруженность центров временного размещения беженцев. Ничего такого нет.
Скорее всего, данные о росте украинских беженцев являются ложью. Однако не исключаю, что лица, причисляемые к беженцам, могут появиться бюрократическим путем: когда гастарбайтеров будут «просить» писать заявление о предоставлении убежища в России. Я думаю, в таком случае найдется полно желающих».
По мнению видного правозащитника, людей, бегущих от насилия в Украине, мизерное количество, если они вообще есть.
«Помимо этого, нет никаких фактов о притеснении русских на Украине. Кому и когда в Донецке, в Запорожье, в Крыму или еще где-нибудь запрещали говорить по-русски или как-либо еще дискриминировали по национальному признаку», – отметил он.
«К сожалению, заявления о притеснениях и беженцах являются частью сценария, который моя родина — Россия – использует для того, чтобы развязать агрессию против своего соседа. Точно такие же приемы для оправдания агрессии применял в свое время нацистский режим. Так, он поднимал вопрос о притеснениях Судетских немцев в Чехословакии. И это стало основным поводом для вмешательства в дела этого государства и последующего его раздела и оккупации», – считает Орлов.
Орлов: «К сожалению, заявления о притеснениях и беженцах являются частью сценария, который моя родина — Россия – использует для того, чтобы развязать агрессию против своего соседа»
С тем, что данные о потоке беженцев из Украины в Россию не являются правдой, согласен и другой опрошенный нами эксперт — профессор политологии Восточно-Украинского университета имени В.Даля в Луганске Сейфулла Рашидов.
«Я живу в приграничном городе и не слышал о том, что кто-то бежит с Украины, в частности с Луганской области. Считаю, что эти слухи — это часть информационной войны, объявленной российскими государственными СМИ против Украины, – полагает наш собеседник. – Все доступные телеканалы однобоко и ангажированно подают информацию. Очень много лжи. Только и слышно: «фашисты, бандеровцы, нацисты». Как сказал Андрей Макаревич (и не только), последний раз столько лжи он слышал во времена Брежнева. Да, есть опасные силы в Украине, но их незначительное количество».
Вместе с тем профессор из Украины выразил надежду, что войны всё-таки удастся избежать, но как часто это уже бывало ранее, судьба Украины будет решена не в Киеве.
Рашидов: «… войны всё-таки удастся избежать, но как часто это уже бывало ранее, судьба Украины будет решена не в Киеве»
«Вооруженный конфликт в Крыму – это вторая Чечня, подобие Афганистана. Столь негативная перспектива вряд ли устроит Запад и Россию. В этом случае всем придется думать об устройстве реальных, а не мнимых беженцев, которые хлынут во все концы света», – подытожил профессор Сейфулла Рашидов.