Не могу понять, почему я должен отчитываться сегодня перед кем-то из мусульман за свои взгляды в отношении какого-либо вопроса или за какие-то свои действия? Как я отношусь к такому-то мнению, или как отношусь к другому; следую ли я за таким-то ученым или не следую; почему не обвиняю такого-то в заблуждении, а другого в предательстве уммы… Продолжать этот список можно долго.
Я не могу понять, почему у некоторых чувство, что его брат заблуждается, и что его срочно надо исправить, опережает желание его оправдать? Почему ошибки брата волнуют его больше, чем свои собственные, которые он вовсе не хочет замечать? Почему, когда дело касается других, он судья, а когда касается его самого, то адвокат? И это наблюдается даже тогда, когда обвинения касаются не простого мусульманина, а ученого или активного проповедника, который в десятки раз опережает его в помощи этой религии.
Всемогущий Аллах сказал в Своей Книге (смысл): «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это – великий грех. Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: “Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это – великая клевета”? Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими» (Сура «Ан-Нур», аяты 15-17). Также Он сказал (смысл): «О вы, которые уверовали! Если к вам придёт нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте (в чём дело), чтобы не поразить по неведению (невинных) людей, а не то вам придётся раскаиваться в том, что вы совершили» (Сура «Комнаты», аят 6). А также: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (49: 12).
По каким причинам сегодня словам Аллаха, велик Он и славен, не придается должного значения? Когда, если не сейчас, они должны быть востребованы? Может, слова нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха, сегодня тоже не актуальны? «Признаком хорошего проявления ислама человеком является его отказ от того, что его не касается» (Ат-Тирмизи). «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Аль-Бухари, Муслим).
Никто не скажет, что ему нравится, когда за спиной обсуждают его «заблуждения», или когда начинают «допрашивать» на тему «какова твоя акида?» Так почему же он думает, что это должно нравиться другим? Скольких он исправил своими обвинениями? Сколькие прислушалось к его критике? Изменились ли от этого жизнь мусульман и их призыв к Исламу к лучшему?
Вывод один: брат мой, если не можешь исправить и правильно указать на ошибку своего брата, то молчи. Пусть этим занимаются те, у кто может это сделать. Время для мусульман сегодня нелегкое, и очень некстати утяжелять его подобными проблемами.