Среда обитания

Рассказ о «башкирских партизанах» или: отвечает ли школа за прступления Чикатило?

В данный момент интернет пестрит информацией о ликвидированных «башкирских партизанах» и их предводителе Нафисе Шаймухометове. Хотелось бы внести ясность, так сказать из первых уст, от тех людей которые окружали его в те моменты жизни, когда он находился в Новом Уренгое и посещал мечеть «Нур Ислама». Именно мечеть и её руководителей некоторые журналисты в данный момент пытаются выставить как причину его радикальных взглядов подтолкнувших на последующие тяжкие преступления.

Так, «Российская Газета» 24.08.2010 сообщила нам: «В Башкортостане ликвидирована группа радикальных исламистов, готовившая серию терактов», «….Шаймухаметов, Гайнуллин и Шафиев работали вахтовиками в Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа. Там они и познакомились с выходцами из Карачаево-Черкесии, большая часть которых исповедовала нетрадиционный ислам». «…..Напомним, что 3 июля 2010 года была предотвращена попытка диверсии на газопроводе высокого давления Челябинск – Петровск близ башкирского города Бирска. При обходе магистрали был обнаружен подозрительный предмет, оказавшийся самодельным взрывным устройством, который саперы успешно обезвредили. На месте его закладки милиция устроила засаду. Однако задержать явившихся вскоре трех мужчин в камуфляже с автоматами сразу не удалось».

Первая статья появившаяся в интернете была опубликована на сайте «Комсомольсокая Правда», именно там с заявлений Алины, первой жены Нафиса, началось упоминания о мечети Нового Уренгоя. Хочется отметить, что Алина, религиозность мужа не поддерживала и даже осуждала, и когда Нафис в очередной раз вернулся с вахты где он работал водителем, то Алина поставила его в известность, что у неё теперь новый муж. Когда пришло время решать с кем останется дочь, Нафис отвёл Алину в мечеть, где местные имам Исамутдин, дал фетву, в соответствии с которой дети мусульманина остаются с отцом, что и явилось точкой отсчёта абсолютной ненависти Алины ко всему что олицетворяет ислам. Она всегда жутко ревновала дочь к бывшему мужу. Девочка часто убегала из дома к отцу, рассказывала Нафису что мама её не любит, не занимается с ней и вообще не уделяет ей никакого внимания, в ответ на это Алина писала в милицию и ФСБ кляузы различного толка. Что же она рассказала «КП» уму непостижимо, а в финале подытожила: «Я уверена, что в Новом Уренгое все эти религиозные деятели его семь лет учили для того, чтобы теперь он показывал им, на что способен».

Далее интернет запестрел перемалыванием костей Нафису, а все спецслужбы нашего государства углубились в поиски в Новоуренгойской мечети учителей, сподвижников и самое главное «амира», подтолкнувшего Нафиса на эти преступления. Что только нельзя найти сейчас в рунете по запросу «Нафис Шаймухометов», от полного абсурда утверждающего, что Нафис являлся эмиссаром АльКаеды, до сообщения муфтия Ханта-Мансийского автономного округа при Центральном Духовном Управлении Мусульман Тагира Саматова, который заявил: «Подозреваю, что к этому делу, скорее всего, причастны экстремисты из Нового Уренгоя». Муфтий же самого Ямало-Ненецкого автономного округа, по версии всё того же ЦДУМ, Хайдар Хафизов вообще не стесняясь рассказывает, что Нафис был самым близким другом имама мечети Исамутдина Акбарова. Хотелось бы обратить внимание обоих, что всем доподлинно известно, кого первый называет экстремистами в Новом Уренгое, и для чего второй добавляет масла в огонь. Столь пространственные намёки, со столь чёткими направлениями, являются достаточно тяжким грехом в исламе.

Различные ресурсы сообщают нам, что трое человек из ликвидированных находились раннее на работе вахтовым методом в Новом Уренгое, и несколько в Сургуте. В действительности же в Уренгое периодически проживал только Нафис, а остальные двое работали в Пангодах и в уренгойской мечети вообще никогда не появлялись.

Шаймухометов в мечети известен около семи лет, из которых ровно половину срока он не проживал в городе. Нафис был мелким предпринимателем, продавал и перепродавал на строительном рынке города всё, от бульдозеров и экскаваторов, до бывших в употреблении труб и задвижек. Дела у него шли по разному, и в очередной раз заработав немного денег, он уезжал из города на Ауди А-8 в родную Башкирию, а исчерпав все финансовые ресурсы возвращался обратно на заработки. Последнее время он проживал с женой в частном доме, который приобрёл сам, но его коммерческие дела шли очень плохо, и за ним числились не малые долги, в том числе и в среде прихожан мечети. В феврале 2010 года он продал дом, машину и уехал из Уренгоя по его словам навсегда.

Из интервью Нафиса данного Зуле Османовой, Журнал «Новый Уренгой» №4, 2006 г.: «Али, татарин по национальности, рассказывает, что любовь к религии ему привила бабушка. Ее рассказы и уроки не прошли даром – интерес к Священной Книге появился у внука с раннего детства. Уже в шесть лет он знал арабскую азбуку, мог читать по слогам и знал аяты из Корана – те, которые необходимо знать при совершении молитвы. Сейчас Али – один из самых добросовестных прихожан, всегда поделится знаниями, все пять намазов он читает в мечети (благо, специфика работы позволяет). На вопрос, не сложно ли это делать, отвечает, что нет: по его словам из любой точки города в мечеть можно попасть за 10 минут.
- Али, конечно, желательно проводить много времени в мечети, каждый день и пять раз – как это у тебя получается?
- Это необходимо для меня как для мусульманина, ведь это своего рода отчет перед Всевышнем. Али, один из четырех халифов, двоюродный брат Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, совершая молитву и осознавая, что он стоит перед ликом Всевышнего, ужасно бледнел. Он понимал всё то значение, которое ислам придает ежедневной молитве».

Вот какой Нафис воспитывался в новоуренойской мечети, вот какие ценности прививались ему с раннего детства его родственниками, его учителями и имамами. Но что же случилось далее, что сбило с истинного пути этого простого парня из обыкновенной башкирской деревни и привело к банальной уголовщине с религиозно-экстремистским, даже террористическим уклоном?

Тема терроризма в связи с этими событиями, стала самой обсуждаемой в новоуренгойской мечети, нет ни одного прихожанина, который бы искренне не осуждал эти преступления. Есть и такие, которые в действительности считают, что всё это происки спецслужб, а эта заварушка была приурочена к смене власти в Башкирии. Но некоторые знают о недавних увлечениях Нафиса, и хоть и сложно в это поверить, что все эти разговоры могли довести до таких событий, вспоминая происходящее понимаешь, что предпосылки произошедшему всё же в действительности были.

Люди, начинающие увлекаться радикальными течениями, постепенно отстраняются от имамов и учителей, так как их меняющаяся идеология не совпадает с их бывшими лидерами. Последние, обладая знаниями способными опровергнуть их новые суждения, полностью перестают интересовать будущих экстремистов как религиозные авторитеты. Когда это произошло с Нафисом точно сказать не кто не может, но в конечном итоге получилось, что его в городе знали абсолютно все, и не только в мечети, а фактически в действительности оказалось, что его не знал вообще ни кто. А началось всё с того, что около трёх лет назад Нафис приобретя ноутбук начал рассказывать новости, которые он читал на сайтах радикальных группировок, за что неоднократно получал предупреждения от имама.

Исамутдин Акбаров, имам мечети Нового Уренгоя: «Нафис уже давно был сам себе на уме, приходя за религиозной фетвой и получив её, он не так внимательно слушал обоснования, как яростно и упорно пререкался им. В самой мечети у Нафиса в этом увлечении единомышленников не было, и каждый из прихожан, кто знал его только с хорошей стороны всегда упрекал за это, а кто то даже насмехался, называя все его радикальные новости «желтой прессой». Никто не воспринимал всерьёз всю эту болтовню, и когда в интернете появилась информация, что его подозревают в таких тяжких преступлениях все были шокированы. После каждого теракта мы становимся свидетелями печальных для Ислама и для всех мусульман последствий. Все это и есть результат наущений шайтана и его украшение чрезмерности и излишества тем, кто поддался этому. То, что произошло, является самым скверным деянием из преступлений и нечестием на земле. Какой же разум и религия могут говорить о том, что убийство людей – мусульман и иноверцев, наведение ужаса на людей, оставление вдов и сирот является джихадом?!»

Мухаммад Акбаров, преподаватель религии новоуренгойской мечети: «За всеми не уследишь и до каждого не достучишься, сколько бы сил не вкладывалось в наставление на истинный путь, всё равно результат только за Аллахом. В мечети мы проповедуем нравственные и духовные ценности, которые наставляют нас на правильный путь. По этому поводу в Коране сказано: «… поистине, Аллах любит благотворящих!» (2:195). «Поистине, Аллах любит справедливых!» (5:42);»Поистине, Аллах любит богобоязненных!» (3:76); «Аллах любит делающих добро!» (3:148). Так же там сказано: «Аллах не любит агрессивных!» (2:190); «Он не любит неумеренных!» (6:141). Вот, что я могу сказать об основе, о том на что направляем мы наших прихожан. Если все совершенные преступления это действительно дело рук Нафиса и его соратников, то без всякого сомнения, это не имеет никакого отношения к Исламу».

Являясь главой религиозной общины, и постоянно организовывая различные общественные мероприятия, мне неоднократно приходится искать добровольцев, которые готовы безвозмездно, ради Аллаха, потратить своё время, силы, а возможно даже и средства на реализацию очередного проекта. Так вот, проводя очередной призыв участников, я всегда вспоминал сцену из всеми нами любимого фильма «Другие приключения Шурика», когда милиционер руководящий распределением исправительных работ, зачитывает перечень, а из строя постоянно делает шаги вперед с криками «Я», один и тот же осуждённый. Так вот этим парнем всегда был именно Нафис. Расклеивать материалы на Ярмарке Общественных Организаций – «Я», придёт телевидение снимать репортаж, надо руководить детьми – «Я», надо ехать на реконструкцию мечети в посёлок Коротчаево – «Я», отвезти газеты в мечеть Старого Уренгоя, тоже «Я», и всегда этот самый «Я» был именно Нафис.

И всё же, где недосмотрели религиозные наставники, прихожане нашей мечети, где недосмотрели родители, его жена, сотрудники милиции и ФСБ, что упустили все мы в становлении того Нафиса, или любого другого радикала, который вдруг срывается из простого российского города, уезжает в лес и начинает совершать подобные преступления?

Нафис посещал разные сайты, общался с представителями разных религий, дискуссировал на форумах и блогах, на вполне обычные, миролюбивые темы. Удивительно, но у него в действительности была способность убеждать людей других конфессий в правоте своих суждений, что совершенно не получалось с единомышленниками, братьями мусульманами посещающими мечеть. И чем больше он получал в мечети отторжение его новому радикальному увлечению, тем больше и внимательней он читал, читал и читал. В один миг Нафиса полностью захлестнул интернет, он погрузился в паутину окутанную заполонившими всё экстремистскими сайтами радикальных группировок призывающих вести войну везде и против всех. В одном из своих постов он пишет:

«Таким образом мы узнали что даджал давно живет среди нас и
тайно правит миром через паутину синагог и масонских лож, а его армией являются
евреи и масоны. Но евреи и масоны – это ещё не вся армия Даджала. Евреи и
масоны находящиеся у власти имеют своих помощников и агентов – армия,
спецслужбы, полиция (милиция), журналисты, чиновники, имамы мечетей, посаженные
туда дурить мусульман, ложные ученые, дающие «нужные» фетвы – все они тоже
часть армии Даджала, они тоже являются нашими злейшими врагами. С ними нет смысла
договариваться или переубеждать. Они часть даджаловской системы правления. Как
сказал Анвар Авляки «Действительность заключается в том, что бы полностью
выкорчевать всю кяфирскую систему, включая её правителя, что бы заново
восстановить Дар уль-Ислам. Мы должны просто уничтожить армию Даджала, и всё…»

Удивительно, как быстро увлечение интернетом могло перевернуть его воззрения в совершенно противоположную сторону, ведь это произошло за какие-то два – три года. И тот Нафис, дающий своё интервью газете «Неделя» в 2006 году, притягивающий своей чистотой и прилежностью, уже в 2009 пишет о радикальных воззрениях отталкивая своей нетерпимостью любого здравомыслящего человека. В цитате с его блога, я намеренно подчеркнул слова «имамы мечетей», и «ложные ученые», в действительности сейчас подозревая, что именно так он относился к нам последнее время.


В завершении, хотелось обратиться ко всем, кто занимается освещением этих событий. При перепечатке или цитировании не вырывайте из контекста и не добавляйте своих умозаключений. Что бы не говорили и не писали наши недоброжелатели, Нафис не являлся близким другом или товарищем кого либо из руководства мечети, не разделял наших взглядов на религию и не следовал нашим фетвам, а следовательно и свои радикальные взгляды на ислам он не мог получить в нашей мечети. Мы помним его как одного из прихожан, с одной стороны старательного и добросовестного, с другой непредсказуемого и противоречивого, с заблуждениями которых нам приходится бороться постоянно, и огромное количество времени и сил тратиться нами именно на то, что бы очистить умы мусульман от нетерпимости и радикализма. Если взять в целом обстановку в мечетях России, то наша мечеть более всего подвержена миграционным веяниям. Город является вахтовым, перевалочным пунктом всего севера ЯМАЛа, поток мусульман проходящих через мечеть не прекращается круглый год, и мы не можем нести ответственность за каждого вахтовика, гастрбайтера, или любого другого брата мусульманина появившегося в Новом Уренгое. Этой статьёй я не в коем случае не оправдываю не руководство мечети, не самого Нафиса Шаймухаметова, а пытаюсь оградиться от того потока сплетен, который сейчас льётся со всех сторон. Мы осуждаем все подобные бесчеловечные преступления совершаемые по всей России, искренне сопереживаем пострадавшим и скорбим с близкими и родственниками погибших.

Автор: Хамзат Дмитрий И. Черноморченко
подписаться на канал
Комментарии 0