Церемония открытия Олимпиады, если абстрагироваться от всего остального, безусловно, прошла на высочайшем уровне. Она соответствовала мировым стандартам. Но было бы странным, если бы шоу не удалось. Ведь его под руководством Константина Эрнста делали те же люди, что и открытие Олимпиады в Лондоне в 2012 году. Теперь о негативных «олимпийских» моментах, на которые обратили внимание российские мусульмане.
Во-первых. Крупным провалом не только открытия Олимпиады, но всей российской национальной политики стоит назвать то, что адыгский фактор был тотально проигнорирован. Думаю, это было сделано сознательно. До последнего момента адыги ожидали, что все-таки их услышат. Сюрприза не получилось. История Краснодарского края, согласно сценарию Открытия Игр, началась с аргонавтов из мифов и легенд Древней Греции. Потом возникли казаки и армяне. Тысячелетие черкесов вынесли за скобки. Словно их не было и нет. А они есть и сейчас в Краснодарском крае.Они его коренные жители. Хоть их число после массовой резни в середине XIX в. во время Кавказской войны и выселения, что некоторые специалисты характеризуют как геноцид, заметно сократилось. На своей земле адыги сегодня стали этноменьшинством.
Даже в Канаде, где коренные жители были фактически перебиты белыми колонизаторами, на прошлой Зимней олимпиаде в Ванкувере об индейцах рассказывали. Это важный символический шаг. К сожалению, у нас этому должного внимания не уделяют. Не совсем понятно, зачем себя так ведут по отношению к адыгам наши чиновники от нацполитики. Ведь люди не собираются никуда отделяться, они ничего особого не требуют, ни в чем современную Россию не обвиняют. Просто необходимо проявить элементарное уважение, признать очевидные вещи и восстановить историческую справедливость. У нас же считается, что пойти на встречу в таких вопросах – это, значит, проявить недозволительную слабость.
Получается, что мы сами даем в руки нашим противникам серьезные козыри против нас. В Грузии при Саакашвили официально признали геноцид адыгов. Это при том, что грузины в свое время активно в нем сами участвовали, т.к. были на стороне Петербурга в той войне. Адыгские организации серьезно возмущены церемонией открытия Олимпиады. В Нальчике уже был пикет. Его разогнали. Проблемы исторической памяти – очень болезненные и глубокие. Тем более, что самые главные олимпийские объекты построены на месте массовых захоронений, фактически на костях жертв Кавказской войны. Нельзя так обращаться со своими же гражданами. Это мина замедленного действия, которую мы сами закладываем. А потом будем искать виноватых – американцев, «Аль-Каиду», марсиан…
Второе. Да, на Олимпиаде для спортсменов-мусульман из всего нескольких команд (исламский мир на Зимних олимпийских играх представлен слабо), как заявлено, организовано халяльное питание. Это хорошо, что говорить. Есть и комната для намаза. Но самим Играм предшествовала масштабная кампания, «зачистка», жертвами которой стали многие мусульманские активисты Сочи, СеверногоКавказа и остальной России. Некоторым грозят реальные сроки по, скорее всего, сфабрикованным делам.
Более того, несмотря на обещание Дмитрия Медведева в его бытность президентом в Сочи так и не построили мечеть. Она там была даже до революции. Мечеть разрушили в 30-е. Вопрос уже много лет не решается. Делается это сознательно. В очередной раз мы сами даем повод нашим «заклятым друзьям» обвинять нас в дискриминации и нарушении прав человека. Американская пресса в дни Игр отметилась публикацией о проблемах мусульман Сочи.
Из выступления в программе «Высокое напряжение» на «MiRadio»