С момента своего появления мечеть Пророка в Медине функционировала как социальный центр. Она выполняла несколько ролей – религиозную, образовательную и социально-политическую. Она была центром религиозной деятельности и обучения, а также местом заседания «кабинета министров» Пророка (мир и благословения ему), благотворительным центром, центром задержания и реабилитации, а периодически и медпунктом, а также местом для досуга и культурных мероприятий.
Что касается функции мечети как центра задержания и реабилитации, многие аспекты этой роли остаются недостаточно освещенными.
В «центре задержания» при мечети содержались не только пленники-мужчины, но и женщины. Для последних существовало специальное помещение неподалеку от одного из входов в мечеть.
Более того, передано, что человек по имени Сумама ибн Усал из клана Бани Ханифа в Надже был захвачен в плен и привязан к одной из колонн мечети. Позже Пророк (мир и благословения ему) велел своим людям освободить его. Мужчина отправился в сад у мечети, помылся и вошел в мечеть, произнеся шахаду, т.е., приняв Ислам.
Плюсы наличия центра задержания при мечети были весомыми – во-первых, таким образом обеспечивалась безопасность и справедливое отношение к интернированным (в основном это были военнопленные); во-вторых, это помогало им постепенно приобщаться к Исламу и жизни мусульман, узнавать об их реальных убеждениях. Благодаря этому сердца многих заключенных были завоеваны образом жизни и поведением мусульман, и они в конце концов принимали Ислам.
Иными словам, это был даже не столько центр задержания, сколько центр духовной и психологической реабилитации, который функционировал в рамках исламского призыва, дауата. На самом деле, любой центр задержания должен выполнять роль и реабилитационного учреждения. Нет смысла отправлять преступника в место задержания, если после отбывания своего срока он выйдет оттуда прежним и вскоре вернется на путь беззакония.
Когда Сумама ибн Усал принял Ислам, проведя пару дней привязанным в мечети в качестве пленного, он сказал Пророку Мухаммаду (мир и благословения ему): «Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твое лицо, а теперь оно стало для меня самым любимым! И клянусь Аллахом, не было на земле религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, а теперь она стала для меня самой любимой!» (Сахих Муслим)
Впервые настоящие центры задержания исламской эпохи появились при четвертом халифе, Али ибн Абу Талибе. Что касается троих его предшественников, Абу Бакра, Умара и Усмана, они следовали традиции Пророка (мир и благословения ему) и использовали в качестве центра задержания главную мечеть. Умар однажды купил в Мекке дом, в котором устроил импровизированный центр задержания. Он приобрел его у сподвижника Сафвана ибн Умайи за 4000 дирхамов.
Пророк (мир и благословения ему) однажды собирался привязать сильного демона из числа джиннов к колонне мечети. Абу Хурайра передал, что Пророк (мир и благословения ему ) сказа: «Вчера меня неожиданно посетил могущественный демон из числа джиннов с намерением испортить мою молитву, но Аллах дал мне силу победить его, поэтому я поймал его и хотел привязать его к одному из столбов мечети, чтобы все вы могли взглянуть на него, но я вспомнил мольбу моего брата Сулеймана (Соломона): «О мой Господь! Прости меня и даруй мне царство, которому не будет ни одного равного после меня», — вот я и отпустил его, опозоренного». (Сахих Аль-Бухари).
По той же причине сподвижник Абу Любаба ибн Абд аль-Мунзир привязал себя к колонне в мечети Пророка после того, как донес иудейскому племени Бану Курайха о том, что если они не сдадутся, то будут убиты. Сообщив им об их возможной участи, он раскаялся и решил, что перешел рамки дозволенного. Он привязал себя в мечети и отказывался выходить на свободу. Перед каждой молитвой приходила его дочь и развязывала его, а после молитвы он просил заново его привязать. После этого колонна, у которой был привязан Абу Любаба, стала известна как «столб раскаяния» (устуван ат-тауба).
Оригинал статьи: Iviews.com