Вниманию читателя предлагается ответ муфтия Саудовской Аравии на вопрос о Саиде Кутбе, в котором он подробно говорит о его тафсире и причинах, приведших людей к его несправедливому обвинению, среди которых – высокий уровень арабского языка Саида Кутба, плохо понимаемый неподготовленным читателем.
Спрашивающий: Да проявит к вам Аллах хорошее отношение! В чем разница между единственностью существования (ахадияту-ль-вуджуд) в комментариях к Корану “Под сенью Корана” (Фи зиляль аль-Куръан) и мыслью о единстве бытия, которая является заблуждением?
Муфтий Саудовской Аравии Абдульазиз алю аш-Шейх: Что? Что? Различие между чем и чем?
Спрашивающий: В чем разница между единственностью существования (ахадияту-ль-вуджуд) в комментариях к Корану “Под сенью Корана” (Фи зиляль аль-Куръан) и мыслью о единстве бытия, которая является заблуждением?
Муфтий: О мои братья! Тафсир Саида Кутба “Под сенью Корана” – это книга, которая не является, по сути, тафсиром. Однако он сказал: “Под сенью Корана”, – то есть он как будто говорит мусульманам: «Коран – это учение уммы, так живите же под его сенью, утоляйте жажду его этикой и орошайте себя его чистой помощью». Мусульмане обращаются своими сердцами к Корану, чтобы найти в нем решение своих проблем, разрешение своих дел, избавление от своих переживаний и т.д. У книги особый высокий стиль, высокий стиль изложения. По причине этого стиля, которым Саид Кутб написал свою книгу, некоторые люди заведомо предполагают, что в некоторых высказываниях есть ширк, или что там есть порицание пророков, или… или… или… Если же они повторно посмотрят на эти высказывания, то обнаружат, что это высокий чистый литературный стиль, который, однако, не всем понятен, кроме тех, кто постоянствовал в чтении его книг. И книга эта не идеальна, как не идеальны и другие книги, и она не лишена ошибок, однако в общем автор написал ее из ревности к Исламу.
Человек он воспитанный, образованный, и считается, что этот тафсир содержит много полезного. Из него берутся некоторые полезные отрывки и хорошие места, и указывается на места, в которых автор ошибся . Его оправдание – малые шариатские знания, и то, что он не из людей тафсира, однако он обладатель общей культуры. Некоторые порой неверно понимают его высказывания, поскольку его стиль выше стиля читающего. Если бы читатель несколько раз внимательно подумал над текстом, то не пришёл бы к этому неправильному пониманию. Он бы уже не увидел в нем предполагаемых ранее смыслов. Это стиль из высоких стилей, который не могут понять некоторые люди, и иногда начинают плохо думать о нем. Мусульманину не надлежит зацикливаться на наличии недостатков, пусть берет истину от того, кто пришел с ней. И пусть знает, что все люди допускают халатность и ошибки, безгрешность присуща только Книге Аллаха и словам Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха!), а все, что помимо Книги Аллаха и Сунны, может содержать ошибки, в особенности со стороны человека, который ездил на Запад и на протяжении долгих лет жил там и т.д. Однако нам достаточно того, что мы обнаруживаем в этом произведении полезные отрывки и слова, которые принесли бы человеку большую пользу, если бы он прочитал их внимательно.
Спрашивающий: Указывают ли ваши слова на то, что вы призываете читать тафсир Саида Кутба начинающим студентам?
Муфтий: Клянусь Аллахом, я говорю, что студент, получит пользу от него, если прочитает некоторые места, задумываясь и различая. В действительности в некоторых местах книга хорошая, но, как я говорю, не лишена ошибок. Однако надо быть справедливым и не придавать словам тот смысл, который они не несут, и мы не должны думать плохо.
Этот мужчина (Саид Кутб) вел джихад, вы знаете, что он принял смерть шахида, да помилует его Аллах. У него есть книги с ошибками, от которых он отказался, поскольку Коран и, может быть, написание комментария к нему, исправил его предыдущий подход. И Коран, без сомнений, меняет того, кто занимается им или же много читает его.
Ваше же указание муфтию на строки в Коране, лучше примените на себе, так как тут они вообще не к месту. Это христиане везде и всегда всех принудительно крестили, для мусульман это как правило не свойственно, а где это и происходило, признано отступлением от религии, не соответствующим шариату Аллаха. При чем здесь принуждение и строительство церквей?