Общество

Кряшенские пазлы. Фрагмент 2. Между двух огней

Между двух огней

Рост национального самосознания кряшен, который наблюдается в Татарстане, имеет объективные причины. Стоит обратить внимание на то, что даже в советское время, когда «религиозные предрассудки» были преданы забвению, кряшены неуютно чувствовали себя в качестве составной части татарского народа.

После развала Советского Союза идеологические противоречия между кряшенами и татарами обострились с новой силой. Попытки свести суть проблемы к межрелигиозному конфликту со стороны различных общественных активистов не имеют под собой никакой почвы. Дело в том, что оба народа являются достаточно миролюбивыми и в подавляющем большинстве – светскими.

Накануне Всероссийской переписи населения 2002 года, когда российские власти предприняли попытку расчленить татар на огромное количество народностей, в частности, на кряшен, мишар, тептярей и т.д., кряшенская проблема привлекала внимание общественности. Однако в той эмоциональной дискуссии, к сожалению, мало кому удалось вскрыть истинные противоречия, с которыми столкнулись кряшены в результате своего исторического развития. Наиболее точно и ёмко смог раскрыть суть существующего конфликта политолог из Набережных Челнов Рустам Гибадуллин. Он отметил, что кряшены «не могут идентифицировать себя с героико-патриотической традицией многовекового народного сопротивления насильственному крещению, которая для татар-мусульман составляет едва ли не главный нравственный стержень их истории, поддерживающий в них чувство национального достоинства».

При этом в Татарстане исторически сложились терпимые и даже теплые отношения между кряшенами и татарами. На бытовом уровне у них нет почвы для противоборства. И татары не называют кряшен предателями, как это сейчас пытаются представить некоторые кряшенские националисты. Однако такое отношение к себе они читают между строк в книгах по истории Татарстана, где рассказывается о мужестве мусульман, сумевших в тяжелых условиях царской России отстоять свою религию.

В этих условиях, когда кряшены являются уже не татарами, но еще и не русскими, им приходится искать пути устранения внутреннего психологического дискомфорта. Здесь у них есть три пути: принять ислам и стать обычным татарином; «незаметно» обрусеть; либо начать конструировать собственный этнос. В ислам кряшены переходят нечасто. Как правило, на этот шаг толкает смешанный брак с мусульманином или мусульманкой. Надо сказать, что какая-то часть из них воспринимает это как шанс разрешить внутренние противоречия. Бывает и так, что кряшены просто не препятствуют своим супругам воспитывать детей в исламском духе, при этом продолжая считать себя кряшенами. Тем не менее в городах все чаще и чаще кряшены предпочитают растворяться в русской массе, не заморачиваясь на национальном вопросе. Этому способствуют идентичные русским ФИО и вероисповедание. Нередко это происходит уже в первом поколении, когда ребенок, имеющий обоих родителей из числа кряшен, начинает себя идентифицировать русским по национальности. Однако есть среди кряшен и достаточно высокий процент людей, озабоченных сохранением уникальной самобытности своего народа.

Для них на сегодняшнем этапе важнейшей задачей является конструирование собственной истории, которая смогла бы консолидировать их этнос. При этом кряшены в первую очередь пытаются в ней обойти вопросы насильственной христианизации, путем закрепления в общественном сознании тезиса о том, что их предками являются тюрки-христиане, проживавшие на этой земле еще во времена Волжской Булгарии. Их не смущает, что все нынешние представители кряшен являются потомками старокрещенов, т.е. принявших христианство в XVI- XVII вв., и новокрещенов, т.е. принявших христианство в XVIIIв. Это говорит о желании кряшен любым путем получить идеологическую основу, позволяющую обрести чувство собственного достоинства, придав легитимность христианской вере как в собственных глазах, так и в глазах татар. Может быть, их исторические конструкции и антинаучны, и не выдерживают критики, но их устремления обособиться от татар вполне справедливы и оправданы. Мифотворчество – это обычная практика для любого народа, и кряшены здесь не являются изобретателями велосипеда. Однако их видение истории оказывается неприемлемым как для татар, так и для русских, поскольку для тех и других подрывает почву для скрытого национального самодовольства.

Наличие «крещенных татар» позволяет ущербным представителям татарской нации иметь по отношению к кряшенам чувство собственного превосходства: мы типа сберегли исламскую веру, а вы не смогли. При этом так называемые «мусульмане», как правило, не имеют представления даже о том, как читается намаз, пьют водку и закусывают ее салом. Что же касается русских, то они в этом видят проявление неблагодарности, поскольку их миссионеры приложили немало усилий для донесения «слова Божия» до иноверцев. В этом просматривается и попытка поставить себя вровень с русским народом, имеющим древние христианские традиции, т.е. усомниться в лидирующих позициях русских в православии. Все это ведёт к тому, что в кряшенском сообществе идут разговоры о желании противопоставить себя как татарам, так и православию. Однако протестантизм, о котором все чаще и чаще начинают задумываться представители светской части кряшенской интеллигенции, не имеет среди них глубоких традиций, не считая отдельных случаев перехода в баптизм, наблюдавшихся после Первой мировой войны. Возможно, кряшенам стоит обратить внимание на несторианство, так как именно оно из всех течений христианства имеет у тюрок действительно глубокие традиции.

При этом если татарские националисты ради единства нации способны поддержать любые религиозные устремления кряшен, то именно для РПЦ неприемлема их религиозная самобытность. Внутри Православной церкви существует мнение и о недопустимости признания кряшен отдельным народом. Делом в том, что для РПЦ они являются плацдармом для дальнейшей христианизации татар, которые просто обязаны находиться внутри татарского народа.

Отдельные случаи принятия современными татарами христианства, конечно же, радуют кряшен, возвышая христианство в их собственных глазах. Однако парадокс заключается в том, что этнический мусульманин из татар, принявший православие, не становится кряшеном, поскольку кряшенство – это уже давно закрытий клуб. Очевидно, что скромные успехи, достигнутые ими в продвижении православия среди этнических мусульман, чем они активно занимаются в крупных городах, не ведут к увеличению собственно кряшенского народа. Именно поэтому они, дорожащие своей самобытностью, не желают быть игрушкой во внутриполитической игре, но, безусловно, хотят использовать все политические возможности, которые для них открывает пограничное состояние между русским и татарами. Поэтому нынешние недружественные по отношению к татарам-мусульманам заявления со стороны некоторых кряшенских активистов нужно воспринимать не более чем как шаг отчаянья загнанного в угол народа, которому просто не оставили выбора.

При это удивляет, с каким упорством бросились разыграть кряшенсукю карту различные политические силы. О том, что эта карта далеко не козырная, осознает, пожалуй, только татарская политэлита, которая пытается со стороны наблюдать за борьбой. Цель федерального центра, чьи интересы представляют московские черносотенные структуры, очевидна. Это желание за счет кряшен уменьшить долю татарского народа внутри республики с 52 % до 48 %. Безусловно, что после этого татары престанут быть большинством в своём титульном регионе, но что это меняет? Кроме того, потенциал кряшенских националистов в деле раскола татарской нации явно переоценен, т.к. большинство кряшен не видит себя вне татарского мира, просто хотят получить от татар элементарное уважение, и диалог в этом направлении надо вести уже давно.

Наметившийся раскол между татарами и кряшенами воспринимается как трагедия, безусловно, обеими сторонами. Татары могут потерять внутриэтническое многообразие, а кряшены, в виду своей малочисленности, нуждаются в татарской языковой среде и образцах высокой татарской культуры, в частности литературы, театра и т.д., частью которой хотят себя ощущать. Именно поэтому эти народы имеют шанс стать примером подлинного евразийского сообщества, если конечно смогут сохранить внутринациональное единство, на что, кстати, обратил внимание Рустам Гибадуллин еще 11 лет назад. Дело в том, что в мировой практике нет примеров мирного гармоничного сосуществования ислама и христианства в рамках одного этноса. Именно татары и кряшены как практическое воплощение идей евразийства могли бы стать предметом научной дискуссии и вызвать интерес на международном уровне, и это та фишка, за которую стоит бороться.

В 2020 году ожидается очередная перепись населения России. Уже сейчас можно договариваться со здоровыми силами внутри кряшенской общины с целью сохранения общетатарского единства, создавая для этого реальные условия. Безусловно, у той незначительной части кряшенской интеллигенции и духовенства, которые борются за выделение кряшен в отдельный этнос, есть на это полное право, то и у их оппонентов, в том числе среди татар, есть полное право бороться за сохранение общенационального единства.

(Продолжение следует.)

1-я часть - Кряшенские пазлы. Фрагмент 1. Кряшены, РПЦ и региональная власть

Автор: Линур Мифтахов, Газета «Звезда Поволжья»
Комментарии 7
  • Необходимо отметить, что по сути кряшены предоставлены самим себе - Москва в лице церковных чиновников не спешит обратить свое внимание на проблемы этого «религиозного» этноса! Не имея поддержки со стороны и архиерея митрополии, и властей Татарстана, кряшены уже давно вынуждены поддерживать существование, развиваться самостоятельно. Миссионерская, проповедническая, идеологическая, просветительская работа ведется в большинстве своем за счет голого энтузиазма самих кряшенских священников при отсутствии элементарного финансирования со стороны! Поэтому в последнее время православные кряшены и более светские их братья определяют свой национальный статус, исходя из мнения и представлений об указанном вопросе лидеров кряшен, то есть их священников! Каково же их мнение? Самое что ни на есть предсказуемое: «И православие является не просто частью нашей национальной культуры, православие для кряшен - это часть их этнического мировоззрения, это составная часть нашей самоидентификации. И я могу сказать однозначно: как самостоятельный народ, а не какой-то субэтнос, кряшены сохранились и сохранятся только в лоне православия. Роль православия в национальном движении кряшен становится более определяющей!» - Священник Димитрий Сизов!
    Если подобная идеология и в будущем будет определять ход самоорганизации кряшен, то они все больше и больше будут обособляться от татар-мусульман, так как именно православное убеждение становится причиной раскола между родственными народами! Но в каком направлении – в сторону полного обрусения или в сторону национального кризиса? Это тема продолжительных дискуссий! Однако национальный кризис более вероятен и предсказуем! Некоторая ущербность в плане самоопределения и скромные результаты христианской миссии кряшен связаны с тем, что их лидеры невольно ставят «национальное» над «религиозным»!!! Жизнь, ход мыслей, общение с окружающим миром – все должно определяться христианским учением, а не национальной самоидентификацией! Кряшены – прежде всего, ХРИСТИАНЕ, а потом уже этнос – даже в последнюю очередь!!! Христианское наднациональное мировоззрение позволило бы кряшенам почувствовать себя равными и грекам, и русским, да и вообще национальность не играла бы столь болезненную роль!!! В то же время - простите меня братья по Ибрагиму - национальная самоидентификация за счет Православия, имеет и один положительный момент, позволяющий в ближайшем будущем кряшенам не искуситься несторианством!!!!
    Что касается НЕСТОРИАНСТВА, это не вариант (исходя из персидского опыта)!:)) Этот переход, ведущий к деградации православного христианина до сектанта, просто не допустим!
    (-729)
    31 января'2014 в 14:16
    • New Венецианец, Спасибо за столь пространный ответ. Одно не со всем могу согласится. 1. Допустим, что кряшены "представлены сами себе", т.е. вроде как над ними должна быть опека? Но сами себе представлены и татары, и марийцы, и русские, и украинцы и т.д. Мне поэтому не совсем понятно, что у кряшен должен быть пастух? Но тогда давайте каждому народу из федерального центра выделим по пастуху. 2. "Миссионерская, проповедническая, идеологическая, просветительская работа ведется в большинстве своем за счет голого энтузиазма самих кряшенских священников при отсутствии элементарного финансирования со стороны", а у татар, например в Елабуге, мечеть не на энтузиазме держится? А почему бы и нам не помочь "со стороны"? 3. Что проповедует Сизов: православие или кряшенство? 4. Из вашего ответа получается что РПЦ русские приходы финансирует лучше кряшенских, ну так хватит заниматься дискриминацией нашего братского народа, я кстати об этом и пишу. 5. у кряшен нет православного убеждения, точно так же как у татар-мусульман нет исламского убеждения. Обе части нашего народа давно придерживаются общих полуязыческих верований. 6. в том то и проблема, что кряшены в первую очередь кряшены и только потом христиане. 7. То что касается несторианства, я бы вообще хотел бы что бы они вернулись в ислам как заблудшие овцы, но это удается не каждому. Какоей веры придерживаться - это их личное дело. думаю что нестариансво было бы лучше протестантизма.
      (505)
      31 января'2014 в 15:31
      • Линур абу Ибрагим, 1. я имел в виду церковную власть, которая практически не занимается тем, чтобы кряшены стали именно Православными христианами, а не продолжали быть полуязычниками! Так активной части воцерковленных кряшен приходится на свои средства издавать богослужебную литературу на церковнокряшенском языке, а дефицит в этом очень острый!!! 2. Поверьте, мне бы очень хотелось, чтобы и татары получали помощь от федеральных властей, но что такое кряшены по сравнению с татарской НАЦИЕЙ!? Вопрос риторический! 3. Сизов - православный священник, но я, как приверженец уранополитизма - в правильном понимании смысла и содержания этого термина, считаю, что национализм мешает вере. Отец Димитрий слишком сильно переживает о становлении кряшен, как независимого этноса - мое субъективное мнение, которое может быть ошибочным!!! 4. Я же ПОКА не церковный чиновник, поэтому не могу повлиять на ситуацию, связанную с финансированием кряшенских приходов и миссии со стороны последних! Я понял, что вы об этом пишете! Поэтому проверил ваше мнение у некоторых клириков Татарстанской митрополии и согласился с вами! 5. Скорее всего, большая часть кряшен и татар не имеют и элементарных знаний о своих вероучениях, но, думаю, что и те и другие позиционируют себя именно православными и мусульманами соответственно! Ведь и большинство русских не отличаются просвещенностью в вопросах веры!!!! 6. "в том то и проблема, что кряшены в первую очередь кряшены и только потом христиане" - в этом вопросе вы на моей стороне, а я на вашей!:) 7. Я потому писал аккуратно о несторианстве, потому что знаю по истории мусульманской Персии, к чему подобная измена Православию приведет!:)Учение "невольного" ересиарха Нестория, возникшее в начале 5 века, по сути, не является христианством - в строгом понимании нашего учения! Оно приведет к большей религиозной деградации кряшен, чем протестантизм - личная оценка православного богослова (это я о себе:)) Пока их выбор - Православие, ну а в ближайшем будущем, думаю, Церковь в лице немногочисленных миссионеров найдет возможность "закрепить" в Православии хотя бы воцерковленное кряшенское меньшинство!

        Не читали: Машанов М. А. Профессор Казанской духовной академии. «Записки миссионера», 1875 год?!
        (-729)
        31 января'2014 в 16:33
        • New Венецианец, еще раз спасибо. не смотря на явную раздутость, через "кршенскую проблему" проблему можно рассмотреть многие интересные явления в целом в России и Татарстане в частности. Думаю это вопрос стоит того что бы его изучать, но к сожалению его сильно пытаются политизировать. То что касается ваших взглядов я не ошибся вы все таки последователь Сысоева. О Записках много слышал но не читал.
          (505)
          31 января'2014 в 16:45
          • Линур абу Ибрагим, дорогой мой брат, в чем же я последователь Сысоева???:(

            Привожу отрывок из работы Машанова, согласный с вашей оценкой степени религиозности кряшен:

            "Отправляясь из Казани, я думал, что крещеные отличаются от русских только своим языком и одеждою. Я думал, что русский дух и христианство окончательно привились к крещеным, возвысили их в религиозном отношении до степени русских, так как 300-летнего периода, вполне достаточно для того, чтобы насадить в их сердцах христианство так глубоко, как оно укоренилось, например, в сердце русского крестьянина. Словом я надеялся встретить крещеных ревностными сынами православной церкви, твердыми исполнителями её уставов и достаточно сведущими в главных и необходимых для всякого христианина истинах веры. Но, к несчастью, надежды мои должны были рушиться при первой же встрече с крещеными. Первый разговор с крещеными показал всю неосновательность моих надежд; он доказал мне, что, крещеный стоит далеко ниже русского в отношении усвоения им христианства. Чем дольше я жил и чем больше входил в тесные сношения с крещеными, тем сильнее я убеждался, что крещеные почти все представляют поле, над которым еще нужно трудиться пастырям русской церкви для того, чтобы православная вера привилась к этим младенцам веры надлежащим образом. Знакомство с верою крещеных ничтожное, уровень религиозного их развития чрезвычайно низок. Большая часть их только по имени христиане, а в существе дела скорее мусульмане, хотя этого часто не сознают и сами крещеные, считая мусульманские понятия христианскими. Стоит только всмотреться в быт и в убеждения крещеных и видимый образ христианства спадет с них само собою; в душе крещеного обнаружится или ужасная религиозная пустота, или всецелое господство мусульманских понятий и воззрений, так что, смотря на крещеных и зная, что они уже около 300 лет исповедуют христианскую веру, русскому человеку становится стыдно за них, А между тем нельзя не сознаться, что у громадного большинства крещеных сумма мусульманских воззрений понятий, обрядностей, суеверий далеко превышает сумму христианского знания и христианской обрядности, превышает настолько, что с трудом можно узнать в чем заключается их христианство. Сказанное относится к лицам, не чувствующим наклонности отпасть в мусульманстве. О последних нечего говорить. Там нельзя заметить и следов христианства.
            В громадном большинстве крещеных с трудом можно отыскать христианские понятия, им почти неизвестно христианство, как учение веры. Положим, и русский крестьянин мало знает христианство со стороны его догматического учения, но зато у него есть запас знаний религиозно-легендарных. Напрасно мы стали бы искать среди крещеных легенды с христианским характером; место их заступают легенды мусульманского характера и происхождения. Много раз я задавался вопросом, в чем же собственно состоит христианство у крещеных? Я вступал с ними в разговоры о тех или других религиозных предметах с целью испытать их в знании веры, и на все свои вопросы получал один прискорбный ответ: «где нам знать это». Когда я сообщал им самые элементарные сведения из области религии, они обыкновенно говорили: «мы до сих пор еще этого не слыхали». Всего печальнее то, что они не знакомы с учением церкви о таких пунктах веры, которые преимущественно подвергаются нападению со стороны мухаммедан, например с учением о Божестиве Христа, с учением об иконах и т. п. Так в д. Томасовом Починке один крещеный спросил меня, указывая на икону: «неужели это - Бог? Мусульмане говорят, что русские почитают иконы Богами»... Что показывает подобный вопрос, как не самое крайнее незнание христианства?
            (-729)
            31 января'2014 в 16:57
            • New Венецианец, я не правильно сказал, вы безусловно последователь Христа (мир ему), просто есть вещи которые вас с Сысоевым объединяют: уранополитизм и любовь к миссионерству среди инородцев. Однако надо признать, что ваш нрав значительно лучше и своим мягким нравом и умением уважать чужую точку зрения мало напоминаете православного человека, обладая добродетелями которые чаще встречаются у практикующих мусульман. А Сысоев при всем своем интеллекте был настоящим хамом, если говорить мягко. Господь воздаст ему по заслугам - это вселяет надежду.
              (505)
              31 января'2014 в 17:36
              • Линур абу Ибрагим, благодарю за хорошее слово в мой адрес! Действительно, отец Даниил является ярким выразителем мнения Церкви, что любой христианин должен позаботиться о своей посмертной участи, должен дорожить Небесным отечеством, нежели земным! Это мнение Церкви было выражено Сысоевым в особом учении - уранополитизме! К подобной мысли я пришел до знакомства с книгой "Гражданин Неба" Сысоева, поэтому не считаю себя в этом вопросе последователем о. Даниила - лишь использовал им придуманный термин! Рассматривая второй аспект нашей мнимой общности, могу лишь написать, что мной движет любовь к инородцам, а миссия - лишь возможное следствие этого возвышенного и благородного чувства!
                (-729)
                31 января'2014 в 18:07