|
Этот мир – не есть то, что ты видишь. По крайней мере, сегодня, в 21 веке, в век господства таких мощных средств манипуляции массовым сознанием, как современные средства массовой информации. Западные философы, изучающие современность, говорят о том, что реальный мир в сознании людей все больше замещается виртуальными картинками из телевизора. А с помощью этих виртуальных картинок можно в человеческом сознании исказить любую очевидную истину – хотя бы даже и веру человека в Бога.
Глобальный спектакль и зрители
Для подобного рода изменений в современном обществе существует даже термин – «общества спектакля». Это то общество, в котором всю реальность средства массовой информации превратили в сплошное шоу, непрерывный спектакль, беспрерывную череду сериалов и мыльных опер, юмористических и пародийных передач, фальсифицируемых новостей и сфабрикованной политической картины мира. И простые люди, слабые в религии или вовсе далекие от веры в Бога, не знающие чем занять свою жизнь, занимают ее просмотром этого бесконечного спектакля по ТВ.
Детальный анализ манипулирования сознанием человека, живущего в современном обществе спектакля, дал французский философ Ги Дебор в известной книге
«Общество спектакля» (с французского «La Société du spectacle»). Он показал, что современные технологии манипуляции сознанием через СМИ способны разрушить в человеке знание, полученное от реального исторического и жизненного опыта, заменить его искусственно сконструированным СМИ знанием. Вернее, иллюзией знания.
Речь идет о важном сдвиге в культуре, о сознательном стирании грани между жизнью и спектаклем, о придании самой жизни черт карнавала, бесконечного теле-шоу, непрерывного парада звезд, сериалов и фильмов. В работе "Общество спектакля" Дебор пришел к выводу о том, что современное общество является глобальным шоу, в котором все виды деятельности человека – будь то власть, политика, знание, общественные движения и т.д. – имеют форму представления, не связанного с подлинной реальностью.
Человек все больше отдаляется от реальности, все больше погружается в яркий и заманчивый мир виртуальной реальности, создаваемый СМИ, миром кино и шоу-бизнеса. В его сознании складывается убеждение, что настоящая реальность – это, что он видит каждый день по ТВ. При этом историческое время превращается в совершенно новый тип времени - время спектакля, пассивного созерцания.
И оторваться от него нельзя, так как перед глазами человека проходят образы, гораздо более яркие, чем он видит в своей обычной реальной жизни. Конкретная и реальная жизнь деградирует до спекулятивного пространства. Если упрощать идеи Дебора, их суть - в последовательной замене реальности виртуальными образами. Место реальности заняло зрелище. СМИ командуют воображением людей, которые перестали разговаривать друг с другом и совершать обычные человеческие поступки, поскольку замкнуты в роли зрителей.
Выключение человеческой активности
Как пишет известный автор Сергей Кара-Мурза, ценность этой технологии для власти в том, что человек, погруженный в спектакль, утрачивает способность к критическому анализу и выходит из режима активного участия в реальной жизни, он оказывается в социальной изоляции. Человек, потребляющий виртуальные картины мира из телевизора, так к ним привязывается, что выпадает из реальности и из мира простого человеческого общения. Режиссеры спектакля становятся абсолютными хозяевами воспоминаний человека, его устремлений и проектов.
Общество спектакля - это "вечное настоящее". Как пишет Ги Дебор, "оно достигается посредством нескончаемой череды зрелищных картинок, заманчивых образов, которые нескончаемой чередой обрушиваются на сознание человека. Вспомнить хотя бы, с какой очередностью на наше сознание обрушиваются новые голливудские фильмы, один за одним. Не успевает человек посмотреть и насладиться одним фильмом, как тут же на экраны выходит еще десяток фильмов, еще более красочных и завораживающих.
Однако самое опасное – это даже не фильмы и сериалы, а подмена настоящей жизни умело фабрикуемыми новостями, якобы, объективной аналитикой происходящих событий, специальными репортажами, в которых корреспонденты живо и со страстью передают нам последнюю информацию с места событий. В них зачастую замалчиваются, действительно, важные сведения и смакуются отвлекающие от истины детали, реальность зачастую подменяется постановочными кадрами, события прошлого подаются и трактуются так, как это выгодно властям.
Сергей Кара-Мурза образно описывает то, что происходит с человеком в обществе спектакля, для которого исчезает грань между реальностью и виртуальным спектаклем: «Сцена – весь мир, и невидимый режиссер и нас втягивает в массовки, а артисты спускаются со сцены в зал. И мы уже теряем ощущение реальности, перестаем понимать, где игра актеров, а где реальная жизнь. Что это льется - кровь или краска? Эти женщины и дети, что упали, как подкошенные, в Бендерах, Сараево или Ходжалы - прекрасно "играют смерть" или вправду убиты?»
Примеры манипуляции
Однако проблема не только в том, что нам скармливают с телеэкрана искусно состряпанные виртуальные картинки. Но и в том, что сама реальная жизнь вокруг нас становится объектом манипулирования со стороны политтехнологов и манипуляторов, которые с помощью ряда провокаций и успешного использования СМИ полностью управляют реальными политически процессами.
Вот как описывает эту технологию Кара-Мурза на примере событий пражской «бархатной революции» 1989 года: «Ни демонстранты, ни полиция в Праге не желали проявить агрессивность - не тот темперамент. Единственный улов мирового ТВ: полицейский замахивается дубинкой на парня, но так и не бьет! И вдруг, о ужас, убивают студента.
Разумеется, "кровавый диктаторский режим" Чехословакии сразу сдается. Демократия заплатила молодой жизнью за победу. Но, как говорят, "безжизненное тело" забитого диктатурой студента, которое под стрекот десятков телекамер запихивали в "скорую помощь", сыграл лейтенант чешского КГБ.
Все в университете переполошились - там оказалось два студента с именем и фамилией жертвы. Кого из них убили? Понять было невозможно. Позже выяснилось, что ни одного не было тогда на месте, один в США, другой где-то в провинции. Спектакль был подготовлен квалифицированно».
Высмеивание харама
Очень мощным оружием общества спектакля, прямо таки вскрывающим и препарирующим человеческое сознание, является высмеивание всего и вся. Низведение до уровня смешного, забавного, абсурдного всего святого, что есть у человека в жизни. Тысячи анекдотов, юмористических передач, комедийных сериалов, армии пародистов и клоунов заставляют человека смеяться человека над теми вещами, перед которыми он раньше испытывал трепет и уважение.
Любовь к родине, вера в Бога, уважение к женщине и ее чести, мужество, верность, праведность – все подвергается осмеянию. А если человек начал смеяться над чем-то, как он после этого может серьезно относиться к этому же? Если человеку сначала рассказали анекдот про Бога, а затем высмеяли верующих людей, как нелепых чудаков в сотнях юмористических передач, комедийных сериалов, кто после этого будет всерьез воспринимать призывы к покаянию и праведности?
Если верующие сопротивляются этой ржущей и безостановочно гогочущей толпе клоунов, пародистов, комиков и юмористов, для которых в обществе спектакля нет запретных тем, поднимающих на смех все самое святое в жизни человека, то на таких верующих начинают показывать пальцем и делать предметом очередного фарса. Сделать их предметом очередной пародии или комедии уже достаточно для того, чтобы зрители перестали воспринимать этих чудаковатых верующих всерьез.
Высмеять можно не только веру в Бога, но и самые страшные трагедии в истории человечества – Вторую мировую войну, смерть миллионов людей, уничтожение безбожниками исламской цивилизации Кавказа и Средней Азии. Можно снять сотни комедий о Великой отечественной, показать кавказских и азиатских мусульман придурковатыми пьяницами, похотливыми многоженцами, комедийными муллами – и образ Ислама в сознании зрителей закреплен на долгие годы вперед.
А после того, как верующие - самая активная часть сопротивляющихся дальнейшему распространению анти-ценностей общества спектакля нейтрализована, можно смело начать развращение традиционных мусульманских обществ голыми телами, бразильскими обнаженными карнавалами, сериалами про супружеские измены, фильмами про животные инстинкты человека, беспрерывной ржачкой над самым святым. И люди все это проглотят, потому что это завораживающе, смешно и весело.
Именно таким образом, через яркие и веселые образы у людей снимают страх перед самыми страшными грехами. К примеру, настойчивое привитие российскому и традиционному мусульманскому обществу гей-парадов. Сам термин гей (gay) в середине 20 века обозначал больше беззаботность, искрометное веселье вечно праздных молодых людей, со смехом обходивших все традиционные запреты и моральные ограничения.
Сегодня активисты гей-движения иронически посмеиваясь над традиционной культурой и религией, весело, gayly, обходят оставшиеся моральные запреты и распространяют в нейтрализованном таким образом обществе нечестие. В абсурд и бесконечный спектакль, таким образом, превращается все и вся.
Оживление Сунны против общества спектакля
Высмеивание и превращение серьезных вещей в абсурд в обществе спектакля набирает обороты по всему миру. Результатом этого становится не только разрушение традиционной морали, но и исчезновение общественного мнения. Сначала оно оказывается неспособным заставить себя услышать, а затем, очень скоро, оказывается неспособным сформироваться. Человеческое общество становится легко манипулируемым и программируемым из кабинетов и офисов режиссеров общества спектакля.
Пытаясь найти ответ на вопрос о том, как можно противостоять этому тотальному распространению общества спектакля, как сохранить человеческое обличье перед лицом этой ржущей и напирающей толпы, Ги Дебор, фактически, повторил своими словами принципы, на которые ориентирует человека Ислам: «Субъектом истории может стать лишь человек самосозидающий, являющийся хозяином и обладателем собственного мира».
Только человек, сохраняющий собственные убеждения, веру и ценности, а также активно воплощающий эти принципы и ценности в своей семье и обществе, может противостоять этому разрушительному влиянию. Только детальное и скрупулезное следование предписаниям Ислама, пути Посланника Аллаха (мир ему), отдаление от харама и оживление Сунны, позволит мусульманам сохранить свою веру, уберечь себя от Огня и не допустить распространения по земле нечестия.
Аль-Ирбад ибн Сарийа рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему) обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: «О Посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!» Он сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха! Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это коренными зубами, и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Маджа).