На заседании суда по делу о нападении на Нальчик сегодня продолжились выступления подсудимых с последним словом, после выступления семи подсудимых суд объявил перерыв до 9 января.
Как сообщал "Кавказский узел", процесс по делу о нападении на Нальчик находитсяна стадии заключительных реплик. 20 декабря с последним словом выступили 14 подсудимых, 23 декабря – 15 подсудимых. Большая их часть заявила, что оговорили себя под давлением и пытками, а на самом деле невиновны.
По данным следствия, в ходе нападения боевиков на столицу Кабардино-Балкарии 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 гражданских, а также 92 нападавших. Процессидет с 2008 года, на скамье подсудимых 57 человек, большинство из которых свою вину не признают.
Подсудимый Даниил Хамуков попросил суд не назначать пожизненного лишения свободы Анзору Машукову, так как считает, что «это является для него чрезмерным наказанием».
По мнению Хамукова, Машуков допускал в зале суда эмоциональные высказывания, за которые ранее был удален, однако в последнее время он стал сдержаннее. Хамуков также заявил, что в ходе нападения на Центр «Т» именно Машуков предложил нападавшим покинуть место боя.
Процесс по делу продолжается уже пять лет, напомнил Даниил Хамуков. По словам подсудимого, это время судьи «узнали его, как личность».
«Я никого не обвиняю в том, что случилось, кроме самого себя. 13 октября 2005 года я был взрослым человеком и отдавал отчет своим действиям. Если суд посчитает возможным назначить мне не слишком большое наказание, я буду по-человечески благодарен ему», - сказал Хамуков.
Арсен Бозиев в ходе заседания суда попросил прощения у всех, кто пострадал 13 октября 2005 года. Подсудимый заявил, что участие в тех событиях было его единственной ошибкой в жизни.
Каншоуби Бориев от последнего слова отказался, сказав, что к сказанному им в прениях ему добавить нечего.
Азамат Канчукоев извинился перед всеми, кто пострадал от его действий, и принес соболезнования семьям погибших.
Шокумов: все слушали амиров и им подчинялись
В свою очередь подсудимый Азамат Шокумов заявил о том, что другие обвиняемые «пытаются представить себя «белыми и пушистыми». Но на самом деле они избили в клетке подсудимого Каншоуби Бориева «так жестоко, что даже шестой отдел удивился бы», отметил в ходе заседания суда Азамат Шокумов.
Азамат Шокумов также сообщил о том, что его самого другие подсудимые также «избивали и гнобили все восемь лет», потому что он «не признает над собой власть амира». Шокумов не сказал, кто из подсудимых является амиром, но отметил, что при упоминании его имени «у многих из них трясутся колени».
При этих словах в клетках подсудимые стали шуметь и кричать, в результате суду пришлось удалить несколько подсудимых.
Далее Азамат Шокумов заявил, что многие подсудимые подчеркивали, что события в Нальчике нельзя приравнивать к захвату школы в Беслане.
«А чем мы отличаемся от тех, кто захватывал школу? И там, и тут были амиры. И их слушались, им подчинялись. Что амир говорил, то и делали», - сказал Азамат Шокумов.
По словам Шокумова, до событий 13 октября 2005 года мусульман в КБР делили на «джамаатовских» и «неджамаатовских». «Самый распространенный вопрос был «Ты джамаатовский?», - отметил подсудимый.
На состоявшемся 10 сентября заседании гособвинение подчеркнуло, что все подсудимые по делу о нападении на Нальчик состояли в одном преступном сообществе, целью которого было свержение государственного строя и создание шариатского государства. В доказательство этого утверждения гособвинитель Чибинева привела показания свидетелей Кодзева, Тенгизова и Хежева, в которых говорилось о встрече Мусы Мукожева с амирами Нальчика 9 октября 2005 года в квартире Тенгизовых в Нальчике. Идейный лидер исламистов Кабардино-Балкарии Муса Мукожев был убит в мае 2009 года.
«Мукожев для «джамаатовских» был большим авторитетом, чем Пророк Мухаммад. Они говорили, что «не Пророк сказал, а Муса сказал», - заявил Азамат Шокумов.
Азамат Шокумов отметил, что знает со слов Рустама Керешева (Рустам Керешев былубит 13 октября 2005 года), что Анзор Астемиров говорил «о присоединении к Чечне, о том, что воевать нужно до последнего мусульманина, всем, кроме хромых, стариков, женщин и детей».
«То, что сотрудники [полиции] забегали в мечети в берцах, можно рассматривать как провокацию, а можно – упредительными действиями», - сказал в ходе заседания суда Азамат Шокумов.
Азамат Шокумов процитировал ученого Абу-Бакра: «Если я буду поступать хорошо, помогайте мне, если я буду поступать плохо, поправьте меня». «Нужно ли бить рукой об решетку клетки, если кто-то болеет? Разве ему от этого станет лучше?», - сказал Азамат Шокумов.
В конце своей речи Азамат Шокумов сказал, что является гражданином России, а «не виртуального образования «Имарат Кавказ». Подсудимый призвал суд принять в отношении него справедливое решение.
Следующее заседание суда состоится 9 января.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями других обвиняемых по делу о нападении на Нальчик и их представителей относительно заявлений Азамата Шокумова.
Вопрос: — Вот вы, ваххабиты, всегда недовольны государством. Что же вам не нравится в этом строе? Ведь, люди спокойно читают свой намаз в мечетях и своих домах, отмечают религиозные праздники.
Ответ: — Воля Аллаха – вещь очень широкая и масштабная. Она не настолько узка и ограниченна, чтобы претворять ее только в определенных местах. Она должна быть реализована не только в мечетях и частных домах, но и во всем обществе, в государственных делах — везде. Мусульманин не может согласиться на частичный Ислам, осуществляемый только в мечети или дома.
Вопрос: — Почему?
Ответ: — Потому что нельзя допустить, чтобы воля Аллаха реализовывалась только в мечети или дома, а во всем остальном, в том числе в государственных делах и политике, царила воля Сатаны и куфра.
Вопрос: — Почему вы, ваххабиты, все время политизируете Ислам?
Ответ: — Мы не политизируем Ислам. Это Ислам политизирует нас.
Вопрос: — Ислам и политика — несовместимые понятия.
Ответ: — Ошибаетесь. Ислам – это политика.
Вопрос: — Объясни коротко, что такое воля Аллаха.
Ответ: — Ислам и есть воля Аллаха.
Вопрос: — Значит, ты считаешь, что везде руководством к действию должен быть Ислам?
Ответ: — Да.
Вопрос: — Ты знаешь, что тебя приговорят к смертной казни?
Ответ: — Да, знаю.
Вопрос: — Как ты к этому относишься?
Ответ: — Нормально.
Вопрос: — Что значит нормально?
Ответ: — Так и должно быть. С самого начала Ислама куфр борется против Иймана путем репрессий, пыток и казни. Это — своеобразное испытание для мусульман. Во время таких репрессий раскрывается, кто — истинный мусульманин, который не боится смерти и борется против куфра, а кто — мунафик (лицемер), который под видом мусульманина выполняет волю куфра.
Вопрос: — Ты не боишься смерти?
Ответ: — Нет.
Вопрос: — Почему не боишься смерти?
Ответ: — Зачем бояться того, что неизбежно?!"