Их нравы

Как Россия раздает свои территории

Ни пяди русской земли?

Депутаты Госдумы недавно приняли в первом чтении законопроект, предусматривающий лишение свободы на срок до пяти лет за призывы к разделению России.

Коммунисты, которые разработали этот законопроект, в пояснительной записке указали, что одним из основных признаков государства является целостность его территории.

«Вводимые нормы позволят предупреждать возможные сепаратистские тенденции и призывы к действиям по уступке частей территории России иностранным государствам, а также пресекать распространение сведений, оправдывающих эти действия», — сказано в записке.

Напомним, что президент Владимир Путин минувшей осенью на встрече со студентами-юристами одобрил идею введения ответственности за призывы к сепаратизму.

При этом и сам президент Путин, и Госдума уже не раз отдавали соседним странам российские территории.

В мае 2005 года Госдума ратифицировала договор о передаче Китаю острова Тарабарова и части Большого Уссурийского на реке Амур в Хабаровском крае и половину острова Большой на реке Аргунь в Читинской области. Эти земли общей площадью 338 кв. км отошли Поднебесной после визита Путина в Пекин в октябре 2004 года, где, помимо прочего, и было подписано дополнительное соглашение о российско-китайской границе.

Местные жители выступили против уступки этих земель, были собраны и отправлены в Москву десятки тысяч подписей такого решения, но Кремль никак не отреагировал на них. Хотя наша делегация по демаркации в 2000 году написала в соответствующем документе: «Юрисдикция над ними (островами — авт.) остается за Россией. В России существует достаточно сильная аргументация для отстаивания своей позиции о прохождении линии границы».

Кстати, знаменитый Даманский остров на реке Уссури, на котором во время советско-китайского конфликта в 1969 году погибли 58 наших пограничников, по договоренности, достигнутой между СССР и КНР, в мае 1991-го официально перешел КНР.

В 2010 году преемник Путина на посту президента Дмитрий Медведев поставил точку в 40-летнем споре между Россией и Норвегией по разграничению морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Согласно договоренности, площадь в 175 кв. км российский президент и норвежский премьер-министр поделили поровну.

Одни эксперты посчитали, что Россия опять пошла на неоправданные уступки по передаче территории, которую вполне могла бы «отсудить», мол, куда спешили, если до этого 40 лет не могли прийти к единому знаменателю, то и сейчас торопиться не стоило.

Другие аналитики объясняли, что, мол, на эту территорию наш суверенитет никогда не распространялся, так что речи об отдаче русской земли не идет. Кроме того, в стратегическом плане это даже победа, поскольку у России появилось право на присоединение 1, 2 млн кв. км арктического шельфа, а без четкой границы между Россией и Норвегией нашу заявку на этот участок морского дна, как того требует Конвенция ООН по морскому праву, даже не приняли бы к рассмотрению. А торопливость с разграничением границы объясняли ограниченным сроком, в течение которого можно претендовать на расширение своей экономической арктической зоны.

Так или иначе, про отданный участок Арктики у нас вспомнили в марте этого года, когда норвежские газеты сообщили о том, что на шельфе, подаренном Россией, найдены огромные запасы нефти и газа общей стоимостью примерно в 30 млрд евро. И обрадованные норвежцы уже  начали подготовку к добыче углеводородов на новом участке, ведь запасы нефти в их части Северного моря, которая качается с 60-х годов, уже подходят к концу. Хотя по соглашению, если месторождение располагается на территории обоих государств, его можно разрабатывать только совместными усилиями.

Хотя, безусловно, от этой договоренности пострадали наши рыбаки, добывающие в тех водах около 50% северной рыбы. Как пострадали их дальневосточные коллеги после разграничения после того, как Горбачев в 1990 году подарил США 46 тысяч кв. км своего шельфа и 7 тысяч кв. км акватории в Чукотском и Беринговом морях. Соглашение было подписано главой тогдашнего МИДа Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером. В итоге «линия Шевардназде» закрыла российским рыбакам доступ в 200-мильную акваторию, которые потеряли возможность ежегодно вылавливать до 200 тысяч тонн минтая, а страна потеряла нефтеносный шельф. Согласно выводам Счетной палаты РФ, общие потери России от «линии Шеварднадзе» на 2003 год составляли около 2 млрд долларов. Правда, этот договор еще не ратифицирован Госдумой, так что еще есть надежда, что хоть здесь положение может быть исправлено.
А  вот соглашение с Азербайджаном о передаче российских земель — вместе с местным населением! — Госдума быстренько ратифицировала.

В 2010 году тот же Медведев в ходе визита в Баку подписал с президентом Ильхамом Алиевым договор о госгранице. В результате два анклавных российских села и половину реки Самур, хотя раньше она целиком была российской. Села Храх-уба и Урьян-Уба, в которых жили около шестисот лезгин, административно относились к Дагестану. Из первого поселения брошенных на произвол судьбы лезгин быстро вытеснили азербайджанцы, жители второго, не пожелавшие уезжать из родных мест, в итоге сменили гражданство.

В Госдуме договор ратифицировали летом 2011 года чуть ли не под грифом «секретно». Даже карты с новыми границами России депутатам не были вовремя розданы. Как выяснилось, землю с нашими соотечественниками променяли на увеличенные поставки азербайджанского газа и по сниженным ставкам. И хотя часть оппозиционных избранников народа была против, «Единая Россия» продавила закон.

И лезгины знали, что их обменяли на газ. В Махачкале они провели акцию протеста, выйдя на улицы с плакатами: «500 лезгин на 500 кубометров азербайджанского газа». Власти постарались не заметить отчаяния фактически депортированных с родины людей.

А в мае этого года Азербайджану отдали еще три больших участка российской территории, отрезав их от того же Дагестана (пастбища в селении Кара-Кюре). Решение об этом приняла комиссия по демаркации границы между двумя государствами. Соседям досталось несколько тысяч гектар пастбищной земли в плодородных альпийских лугах. Дагестанцев на мероприятие не пригласили.

На фоне всех этих территориальных уступок Госдума, принимая закон о призывах к сепаратизму, напоминает унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла.

А что касается наших границ, то у России есть территориальные споры и с другими государствами, и главный — с Японией по поводу принадлежности Южных Курил. Или, судя по внешней политике последних лет, уже Северных территорий?

Автор: Геннадий Шалаев, «Новые Ведомости»
подписаться на канал
Комментарии 1
  • Человек сопротивляющийся, восставший в условиях несправедливости на своей же земле, должен целить в сердце этой оккупационной власти, то есть по холую Путину и его чиновниками, а так же олигархам, у которых на яхтах стоят противоракетные установки.
    (258)
    22 декабря'2013 в 18:55