Их нравы

РИСИ как всегда со своими "экспертизами", вот откуда "ветер дует"...

Как самостоятельный народ кряшены сохранятся только в лоне православия

Самобытный православный тюркоязычный этнос кряшены исторически проживает на территории Урало-Поволжья. Несмотря на попытки некоторых публицистов именовать кряшен "крещеными татарами" и изображать их жертвами насильственной христианизации татар после присоединения Казанского ханства Иваном Грозным, сами они настаивают и доказывают на основе многочисленных исторических фактов, что их предки исповедуют православие со времен Волжской Булгарии (IX-XIII вв.). Как и все народы России, с 1990-х годов кряшены переживают период религиозного возрождения. Недавно в Татарстане произошла серия поджогов кряшенских храмов.

О том, как сегодня происходит воцерковление этого народа, какое место православие занимает в его повседневной жизни, национальной культуре и самосознании, что могло стать причиной поджогов, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал настоятель Никольской церкви в деревне Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, редактор интернет-портала "Кряшенская духовная миссия" священник Димитрий Сизов.


- Отец Димитрий, что сегодня представляют собой кряшены как этнос? 

- Кряшен в России, по оценкам экспертов, насчитывается 300 тысяч человек, из которых большая часть проживает на территории Татарстана (порядка 250 тысяч человек). Есть места компактного проживания в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области (кряшены-нагайбаки). После переписи 1926 года нашему народу не позволяли во время последующих переписей называть себя кряшенами, разрешая записываться только татарами. Последние две постсоветские переписи позволяли нам себя идентифицировать как кряшен, но была установка записываться только татарами, чтобы не раскалывать, как считают местные националисты в Татарстане, "единую татарскую нацию", и поэтому, если верить переписи 2010 года, нас всего 32 тысячи человек, что вызывает улыбку у всех от недоумения.

Абсолютно неверно, когда нас называют крещеными татарами. Мы, кряшены, приняли православие задолго до взятия Казани Иваном Грозным, православие среди нас распространялось еще в Волжской Булгарии и Золотой Орде, на что указывает множество фактов. И наши предки не были мусульманами. Наша традиционная культура, наш национальный язык не имеют ничего мусульманского: в нем нет арабизмов и персизмов. Показательно, что еще в XIX веке в Казанской губернии встречались кряшены-язычники, что документально зафиксировано. Какие же мы бывшие татары-мусульмане? Мы - кряшены, а не татары. И православие является не просто частью нашей национальной культуры, православие для кряшен - это часть их этнического мировоззрения, это составная часть нашей самоидентификации. И я могу сказать однозначно: как самостоятельный народ, а не какой-то субэтнос, кряшены сохранились и сохранятся только в лоне православия.

- Какое место религия занимала в кряшенском национальном движении? 

- До революции огромную роль в деле религиозного просвещения кряшен играл Николай Иванович Ильминский (1822-1891), которого историки называют "апостолом кряшен", поскольку именно им началась подготовка православного духовенства среди кряшен, разработана практика богослужения на церковнокряшенском языке, создана для кряшен письменность, по всему Поволжью заработала национальная система религиозного образования через сеть школ Общества святителя Гурия, а его время и последующие годы вплоть до революции исследователи считают "золотым веком" истории кряшен. Именно в это время сформировалась кряшенская интеллигенция, которая подготавливалась именно в религиозных учебных заведениях. Такие национальные титаны из кряшен, как педагог Василий Тимофей (1836-1895) и поэт Яков Емельянов (1849-1893) были православными священниками.

1917 год, как и для многих народов нашей страны, перечеркнул историческое развитие кряшен в лоне православия. "Система Ильминского", как и его собственное имя, были охаяны. До сих пор выражение "православный миссионер" в Татарстане имеет негативный оттенок, хотя кряшены между словами "миссионер" и "просветитель" ставят знак равенства. Несмотря на некоторое заигрывание с кряшенами в 1920-е годы, поддержку большевиками их национальных чаяний в виде возможности самоопределяться как отдельному народу, что и показала перепись 1926 года, когда кряшенами себя идентифицировали 110 тысяч человек, в дальнейшем началось сворачивание кряшенского национального движения с последующим тотальным гонением на православие. При этом для кряшен это обернулось "слиянием" их с татарами-мусульманами. С этого времени и порой до сегодняшнего дня нас ошибочно причисляют к субэтносу татарского народа, именуют крещеными татарами.

Нашу письменность, созданную Николаем Ильминским и основанную на кириллице, пытались заменить вначале на арабскую под тем предлогом, что мы - часть татарского народа, а затем на латиницу, что пережили все мусульманские народы СССР с конца 1920-х годов, когда стали осуществлять этот проект большевики. Кряшен причислили к мусульманскому народу - татарам, письменность им заменили на татарскую латиницу. Когда в 1939 году татарский язык перевели на кириллицу, это не было возвратом к письменности, созданной Ильминским, это была совершенно другая письменность. Только уже в постсоветское время, когда мы начали печатать наши православные богослужебные книги, мы стали возвращаться к церковнокряшенскому языку и письменности Николая Ивановича.

- Как происходил процесс религиозного возрождения у кряшен в постсоветской России? 

- 23 декабря 1989 года в Казани был открыт кряшенский приход. Возглавил его отец Павел Павлов, до сегодняшнего дня возглавляющий его и являющийся благочинным кряшенских приходов Татарстанской митрополии Русской православной церкви. В 1995 году кряшенам передали Тихвинскую церковь, где и располагается кряшенский приход (до этого он находился в Никольком соборе). Постепенно стали открываться приходы в кряшенских населенных пунктах на селе, кряшены стали поступать в Казанскую духовную семинарию, начал формироваться слой кряшенского духовенства. Сегодня в Татарстане служат священниками 20 этнических кряшен, однако только шесть из них ведут службу на церковнокряшенском языке: это приходы в Казани, деревнях Кряш-Серда (Пестречинский район), Мелекес (Тукаевский район), Ляки (Сармановский район), Чура (Кукморский район), Аты (Нижнекамский район).

- А что сегодня представляет собой православная духовная миссия среди кряшен? 

- Кряшенская духовная миссия - это неформальный союз этнически кряшенских священников и мирян, а также всех сочувствующих и поддерживающих деятельность по воцерковлению кряшен. Территориально кряшенская духовная миссия ограничена только Татарстаном, хотя кряшенские деревни есть в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области. Огромную роль в нашей работе играет перевод и издание богослужебной литературы. В 2005 году была завершена работа по полному переводу Священного Писания на церковнокряшенский язык. Сами понимаете, что шесть приходов для 250-тысячного кряшенского населения Татарстана, безусловно, мало. К примеру, в Мамадышском районе, в котором больше всего проживает кряшен, нет ни одной церкви, где на постоянной основе служат на церковнокряшенском языке. В результате выходом является только периодические выезды кряшенских священников в села для совершения в них богослужений, что на самом деле не может быть нормальным явлением. Кряшенская общественность в Набережных Челнах и Нижнекамске выступала с идеей строительства кряшенских церквей, однако поддержки это не нашло. Из всех городов Татарстана только в Казани есть свой приход у кряшен.

- Какие трудности Вы видите в работе по воцерковлению кряшен? 

- Во-первых, это отсутствие централизации у этой деятельности в ее координации с властями, обычно совершенно индифферентно относящиеся к этому. Во-вторых, работа эта ведется в большинстве своем за счет голого энтузиазма самих кряшенских священников при отсутствии элементарного финансирования (даже на поездки по деревням мы, в массе своей деревенские кряшенские священники, тратим средства своих приходов). И, наконец, в-третьих, это нехватка кадров кряшенского духовенства, отсутствие его целенаправленной подготовки. Например, сейчас в Казанской семинарии учится на заочном отделении один кряшен, который станет в будущем седьмым кряшенским священником. В 2014 году поступит на очное отделение в семинарии на первый курс один кряшен. Можно к этому добавить дефицит религиозной литературы на церковнокряшенском языке для широких масс населения.

Другой для нас проблемой является наметившаяся исламизация некоторых кряшен. Все помнят, как во главе Форума кряшенской молодежи, официальной кряшенской организации, был поставлен кряшен-мусульманин. Мы до сих пор не можем понять, зачем это сделали в Татарстане, но кряшены возмущаются до сих пор этим. Самое страшное - это то, что часть кряшен, принимая ислам, становится радикалами. Например, в 2010 году в Татарстане появились боевики. Во главе их стоял Руслан Спиридонов, кряшен, который был ваххабитом. Сейчас в Казани действует "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", в нашей стране признанная террористической организация. Среди ее видных членов есть кряшен, который ходит по Казани с футболкой "Я хочу жить в халифате". Это совершенно ужасная ситуация, кто-то ведь способствует исламизации кряшен.

- Изучается ли прошлое православной миссии среди кряшен и современное ее положение? 

- К счастью, да. Это делают и сами кряшены, и их общественные организации. Например, у нас есть Совет ветеранов кряшенского движения Казани, который регулярно издает книги, его деятели выступают с докладами на научных конференциях. В этом же направлении работает Казанская духовная семинария, ректор которой митрополит Татарстанский и Казанский Анастасий поддерживает изучение православного наследия кряшен и других народов Поволжья. Отдельного упоминания заслуживает Российский институт стратегических исследований, который большое внимание уделяет проведению научных конференций по истории и современному положению кряшен и роли православия в их жизни, бережно изучает и популяризирует опыт Николая Ильминского, разоблачая сохранившиеся стереотипные негативные мифы о нем, столь живучие до сих пор. Кряшены все это видят, благодарят и ценят такую научно-исследовательскую работу.

- Последние события в Татарстане с поджогами церквей, в том числе и в кряшенских деревнях, вызвали волнения среди кряшенской общественности... 

- Для всех нас, кряшен, это национальная трагедия. Мы очень переживаем: женщины, дети и старики плачут, люди отчаиваются. Сначала 17 ноября подожгли в кряшенском селе Ленино Новошешминского района Татарстана храм Великомученика Дмитрия Солунского и храм в честь новомучеников и исповедников Российских в Чистополе, затем 29 ноября сожгли храм Рождества пророка Иоанна Предтечи в селе Албай Мамадышского района и храм Живоначальной Троицы в селе Крещеные Казыли Рыбно-Слободского района, причем приходы последних двух храмов из-за отсутствия своего священника я духовно окормлял. 1 ноября в селе Ленино сожгли часовню на роднике. А до этого часовни горели 13 сентября в селе Ивановка Лениногорского района и 14 ноября в селе Соколка Бугульминского района.

Абсолютная уверенность у населения, что это дело рук ваххабитов. Правоохранительные органы в лице республиканской прокуратуры назвали эти поджоги терактом. Эксперты, анализирующие ситуацию в этнорелигиозной сфере Татарстана, фиксируют, что в ряде районов к православным священникам приходят подозрительные агитаторы из числа фундаменталистов и предлагают принять ислам. Священники об этом молчат, потому что боятся быть обвиненными в разжигании религиозной вражды, хотя некоторым из них уже поджигали дома, а наши церкви сжигают.

Я знаю, что очень многим не нравится, что сейчас идет процесс воцерковления кряшен, и не нравится то, что кряшены себя идентифицирует как самостоятельный православный народ, целиком и полностью преданный России. Ведь благодаря православию идет консолидация кряшен, а это кому-то очень не нравится. Если у кряшен будет свой высокостатусный религиозный деятель, то православная миссия среди кряшен только усилится, потянется молодежь в храмы, станет больше православного духовенства из числа кряшен, столь необходимого нам. И это не только мнение кряшенской общественности, в этом убеждены и эксперты из серьезных федеральных аналитических учреждений.

Кряшены свое настоящее и будущее видят только в православии. Секулярная этническая идентичность по всем оценкам уступает место религиозной этнической идентичности: кряшен значит православный. Я сам вижу, как идет процесс воцерковления кряшен, и надеюсь, что это движение снизу будет поддержано не только Церковью, но и светскими властями.

P.S.

"Отдельного упоминания заслуживает Российский институт стратегических исследованийкоторый большое внимание уделяет проведению научных конференций по истории и современному положению кряшен и роли православия в их жизнибережно изучает и популяризирует опыт Николая Ильминскогоразоблачая сохранившиеся стереотипные негативные мифы о немстоль живучие до сих пор. Кряшены все это видятблагодарят и ценят такую научно-исследовательскую работу. -"

 

подписаться на канал
Комментарии 21
  • Я из Мамадышского района родом. Моя татарская мусульманская деревня вплоть до середины 20 века поддерживала родственные связи с кряшенской деревней Кумазанбашы. Там всем очевидно, что это отпавшие из ислама люди, наша давняя родня. В моей семье среди лучших друзей были кряшены. У нас как-то не делились. С точки зрения ислама - это не совсем верно, но это было и есть так. Когда читаешь таких уродов, злости не хватает. Что он добивается, что бы мы возненавидели друг друга? Он хочет войны? К чему он призывает? А то что попы по татарским деревням ходят и не только протестанты, это он не в курсе. Пусть в Старое Ибрайкино съездит. Таких смутьянов надо гнать из Татарстана, а то раздуют тут войну, эти православные фундаменталисты.
    (505)
    16 декабря'2013 в 01:36
    • Хвала Аллаху, молодежь крещенных татар все больще тянется к исламу и это их попов бесит, вот и он изливает желчь не в силах ни чего сделать с 3 старушками в его церкви.
      (4056)
      16 декабря'2013 в 01:42
      • Готовится почва для того, что бы убрать Анастасия и начать полномасштабную миссионерскую работу среди татар.
        (505)
        16 декабря'2013 в 04:05
        • Линур абу Ибрагим, готовится новый Ильминский?
          (5146)
          16 декабря'2013 в 04:12
          • Arslan, нет Ильминский в первую очередь был занят тем, что бы замедлить возвращение кряшен в ислам, что наблюдалось на протяжении всего 19- начала 20 веков. Сейчас начнется христианизация этнических мусульман. Они считают, что сейчас для этого благоприятная ситуация.
            (505)
            16 декабря'2013 в 04:36
            • Линур абу Ибрагим, как же это будет происходить? Насильно всех татар сгонять в Волгу и Каму и крестить? Добровольно-то не получится, если даже в церквях молодежи-то нет, только "бабы одни", как говорил священник Смирнов?
              (5146)
              16 декабря'2013 в 04:42
              • Arslan, а сейчас не надо сгонять, сами пойдут. Они сознательно создавали исламу образ врага, и даже татары с опаской относятся к мусульманам. При этом быть православным в России становится выгодно. Они смогут собрать всякий сброд, который крестится для комфортной жизни - "что бы от меня отстали". Я жду этого уже три года. Скорее бы. Нам татарам надо очиститься от этого быдла, пусть они разлагают изнутри их христианство, а не добивают наш ислам.
                (505)
                16 декабря'2013 в 04:50
                • Arslan, просто после крещения они нацепят крестики и забудут дорогу в церковь, как их отцы когда-то забыли дороги в мечети. А государству и не надо шибко верующий народ, нужны формальные христиане. В России христианство превратили в тест для проверки лояльности.
                  (505)
                  16 декабря'2013 в 04:52
                  • Линур абу Ибрагим, как и в прошлом, когда татары, крестясь ради мирских благ и теряя вечное благо, шли на службу царю. А выбравшие Ислам вынуждены были терять имущество и покидать родные места.
                    (5146)
                    16 декабря'2013 в 05:02
                    • Arslan, если в ислам идут русские после длительного поиска истины, т.е. идут интеллектуалы, которые понимают, что после перехода в ислам столкнуться с проблемами, то в христианство идут слабые волей, надломленные люди, которые боятся говорить правду, не способные к анализу. Идет этнографический мусор, который уже в первом поколении начнет называть себя русскими. если русские хотят свой народ превратить в помойку для неудачников - то это их право. Они думают, что ломая и поглощая другие народы становятся сильнее. Но это не так. Аллах наилучший из хитрецов. забирая из этнических мусульман всю шваль, они будут отдавать нашей умме лучших своих сыновей и ислам в России иншаллах победит.
                      (505)
                      16 декабря'2013 в 05:03
                      • Arslan, да брат все повторятся. мы уже это проходили, а потому знаем наперед как все будет и в этот раз. А будет очень плохо.
                        (505)
                        16 декабря'2013 в 05:06
                        • Линур абу Ибрагим, инша Аллах! Коран, 28:83 : "Это последнее жилище, о котором и об описании которого ты (о пророк!) слышал – сады благоденствия (рай). Мы даруем его смиренно повинующимся верующим, которые не желают высокого положения и не стремятся к власти в земном мире, не совершают грехов и не распространяют нечестия и распутства. Добрый конец – только искренним, богобоязненным, сердца которых охватывает смиренный страх перед Аллахом и которые вершат то, чем Он будет доволен".
                          تِلْكَ الدَّارُ الْآخِرَةُ نَجْعَلُهَا لِلَّذِينَ لَا يُرِيدُونَ عُلُوًّا فِي الْأَرْضِ وَلَا فَسَادًا ۚ وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ


                          (5146)
                          16 декабря'2013 в 05:10
                          • Линур абу Ибрагим, я не согласен с настроем - инша Аллах, все будет хорошо! Все в руках Аллаха, а Аллах нам ПОВЕЛЕВАЕТ: "Не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие". Коран, 12:87.
                            (5146)
                            16 декабря'2013 в 05:40
                            • "что их предки исповедуют православие со времен Волжской Булгарии"
                              ______________________
                              Про это талдычат те неучи, которые незнают историю принятия Ислама в Волжской Булгарии и начильственную христианизацию Киевской Руси и псковских, московских и других княжеств. Когда Волжская Булгария - одно из исторических татарских государств приняла Ислам, в нынешней территории РФ и УКиевской Руси, и не пахло православием. К примеру, татары уже более 1 300 лет мусульмане, а христианство пришло в княжества на столетия позже. Исходя из этого становитсЯ ясно, что на территории Волжской Булгарии, не было никакого православия. Советую кряшенам (когда то крестившихся за 30 копеек и другие налоговые пославбления), не сочинять сказки. История уже написана столетиями назад, когда еще и кряшен то не было.
                              (1112)
                              16 декабря'2013 в 14:13
                              • О насильственном крещении татар и других народов Поволжья, можно прочитать тут: http://www.tatarlar.spb.ru/index.php?name=PNphpBB2&file=viewforum&f=9
                                (1112)
                                16 декабря'2013 в 14:17
                                • Кряшены - крещеные татары или изначальные христиане - легко проверить. Православие может быть только там где есть ПЦ. Есть РПЦ, была Вселенская ПЦ, если нет сведений о том, что до 17 в. была кряшенская ПЦ, казанская епархия РПЦ, христианские приходы в Поволжье с "рукоположенными" священниками и т.п. организации, значит все разговоры о наличии православия до 17в. - треп.
                                  (-41)
                                  16 декабря'2013 в 18:45
                                  • Наблюдатель, могли бы вы выражаться более конкретно, а то непонятно, что вы хотите сказать приведенными сентенциями!!! Там, где двое или трое соберутся во имя Христа, там и есть Церковь (Мф.18:20)Поэтому Православие на территории нынешней Татарии существовало задолго до 17 века!!! В 1261 году в столице Золотой орды была организована Сарайская епархия РПЦ - эта организация лишь юридически подтвердила существование Церкви на территории татаро-монгольского государства!!! В Казанском ханстве еще до Иоанна Грозного было много русских рабов, купцов и т.п, то есть существовала Церковь Христа!!!Появление в 16 веке житий о мучениках татарах, убитых за веру Христову, свидетельствует о существовании Церкви до 17 века!
                                    (-729)
                                    17 декабря'2013 в 17:17
                                    • New Венецианец, в Золотой орде были православные - аланы, греки, русские, грузины и др. для окормления которых была создана Сарайская епархия. Православные были и среди тюркоязычных ордынцев, еще больше было среди них мусульман, тенгрианцев, несториан. Но вопрос не в том когда в Золотой орде появилось христианство, а в том когда образовался этнос кряшенов со своим самосознанием, географической территорией проживания, деревнями, церквями, приходами, пасущими их священниками. Это случилось не раньше завоевания Казани Иваном 4-м.
                                      (-41)
                                      17 декабря'2013 в 21:45
                                      • Наблюдатель, В Золотой Орде не было "православных русских". Там были христиане, в том числе и христиане московиты. Название этноса "русский", стали употреблять только после петровской эпохи, чтобы искоренить все татарско-исламское из истории будущей россии, тогда еще носивщего название - Великая Тартария.
                                        (1112)
                                        17 декабря'2013 в 22:02
                                        • Muslim, этноним Русь, русы, руськие люди, прижился в Восточной Европе не позднее 9 в., на территории совр.Беларуси, Украины и запада России. Неоспоримо, что этноним был, спорных версий кого обозначал и откуда произошел - множество. Русские Московского княжества московитами себя никогда не называли, это название закрепилось в з.европейских источниках. При Петре 1-м стал употребляться не термин Русь, а термин Россия. Во времена Золотой Орды христиане уже делились на католиков, православных, несториан и т.д.
                                          (-41)
                                          17 декабря'2013 в 22:17
                                          • Линур абу Ибрагим, если бы они были давние православные христиане, почему из них нет староверов? Кто-нибудь слышал о татарских староверах? Нет таких. А почему? А потому, что раскол в православии был в 17 веке, т.е. до массового насильственного крещения татар.
                                            Вот мой дед в 7 колене был крещеным, и его три брата тоже. А еще четыре брата оставались мусульманами. А потом все вернулись в ислам. Дед в 8 колене и вплоть до 12 колена (больше я не знаю) были мусульманами. Т.е. я на примере моей семьи могу сказать, что эти кряшены (мой дед в 7 колене и его братья) никак не были такими уж старыми православными.
                                            (419)
                                            19 декабря'2013 в 02:28