Редкое фото Шейха Мустафы Сабри |
|
Шейх Мустафа Сабри пишет:
«Слова о том что мусульмане нашего времени обойдутся без тех наук, без которых обходились в начале ислама - подобны словам о том что мусульмане в наше время обойдутся без военного оружия которое не использовали ранние мусульмане! Не больше не меньше.»
(«Маукифуль-акль ва ильм валь-алим» т. 1 стр 200)
Этот человек, как и его друг шейх Кеосари, рахимахуЛлах, был вынужден совершить хиджру из Турции в Египет по причине репрессий, устроенных Ататюрком в отношении истинных ученых, которые вынесли ему и его режиму такфир.
Мустафа Сабри, рахимахуЛлах, имел степень Шейхуль Ислама в Османском халифате за его действительно глубокие познания во всех шариатских науках, особенно в акыде, арабском языке и усуле.
В 22 года он уже преподавал арабское красноречие в мечети «Фатих» (Стамбул), преподавал одну из самых сложных книг по баляге (красноречие), написанную имамом Саадуддином Тафтазани, рахимахуЛлах. Арабским языком сам не являвшийся арабом Мустафа Сабри (как и его друг имам Захид Кеосари) владел лучше самих арабов, исключая больших алимов среди арабов, которым он был равен в знании «нахву» ва «сарф» (грамматика и морфология) .
Его книга «Маукифуль акль валь ильм валь алим мин раббиль алямин ва ибадихи мурсалин» (Позиция разума, знания, знающего по отношению к существованию Аллаха Тааля и его Посланников), представляющая собой 4 больших тома (примерно по 500 страниц каждый), является самой лучшей и сильной книгой по акыде из тех, что были написаны в наше время. Она включает в себя не только детальное и достаточно сложное изложение основных положений акыды «Ахль Сунны валь Джамаат» (в том, что касается доказательства существования Аллаха, мира, Пророков, Судного Дня, чудес и т.д.), но и анализ западных философских систем, разработанных такими философами, как Декарт, Лейбниц, Кант, Мальбранш, Гегель, Милль, Юм, Бюхнер и т.д., а также анализ и опровержение положений христианской акыды. Почти весь третий том книги содержит блестящую критику доктрины «вахдатуль вуджуд» (единство бытия), полемику с главными ее представителями - шейхом Мухийддином ибн Араби и Садруддином Канави. В своем опровержении доктрины «единства бытия» имам обильно использует цитаты из «Мактубат» имама Раббани, рахимахуЛлах.
Последний, четвертый том этой книги посвящен опровержению неомутазилистской школы шейха Мухаммада Абдо, отрицавшей наличие чудес у Посланника Аллаха, салляЛлаху алейхи ва саллям, кроме Священного Курана, и трактовавшей пророчество (нубува), как гениальность (абкария).
В конце этого четвертого тома имеется глава, посвященная проблеме отделения Ислама от политики, а также дан ответ тем, кто считает, что исламский фикх был заимствован мусульманами из римского права и что факих-муджтахид – это своего рода жрец, ставший посредником между человеком и Богом, или что иджтихад факыха-муджтахида – это всего лишь плод его человеческих соображений и фантазий, и поэтому не может называться словом «дин».
Умер имам, муджахид, муфаккир, кябир Мустафа Сабри в 1954 году в Мисре, когда ему было 85 лет. Да будет доволен им Аллах Тааля.