Мусульмане восстанавливают церкви, а эксперт призывают найти заказчиков
Эксперты «БИЗНЕС ONLINE» считают, что заказчиков поджогов церквей следует искать за пределами Татарстана.
Напомним, в ночь с 16 на 17 ноября сгорели молитвенный дом в селе Ленино Новошешминского района и строящийся храм в Чистополе. А в ночь с 28 на 29 ноября сгорели церкви в селе Албай Мамадышского района и в селе Крещеные Казыли Рыбно-Слободского района. По фактам поджогов культовых сооружений были возбуждены уголовные дела. Они соединены в одно производство и расследуются как одно уголовное дело по ст.205 УК РФ («Террористический акт»). Пять подозреваемых в совершении поджогов в ночь с 16 на 17 ноября задержаны и заключены под стражу. В ближайшее время будет решен вопрос о предъявлении им обвинения.
Опрошенные изданием эксперты осторожны в оценках случившегося. "Верю ли я в версию о том, что преступление совершили именно представители «нетрадиционного ислама»? Приходится верить, если об этом говорят представители правоохранительных органов, - заявил доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ Азат Ахунов. - На самом-то деле, только когда суд вынесет решение, можно будет говорить об их причастности... Сейчас трудно сказать. По крайней мере, ясно, что этими поджогами хотели дестабилизировать ситуацию, внести панику, может быть, даже направить следствие по ложному следу. Поскольку это поджог церквей, публика будет думать, что это дело рук ваххабитов, экстремистов. Поэтому, я считаю, нужно очень тщательно провести следствие и не идти по ложному следу, который явно виден в этом случае. В данном случае я бы это не расценивал, как террористический акт. Вот если бы это была серия поджогов, которые проходили бы массово и одновременно, в одном и том же месте... Террористический акт — это когда жертвы, большие разрушения, если он был направлен против правоохранительных органов. Но в данном случае это, наверное, просто попытка запугать население... Я считаю, что исполнителями могут быть кто угодно. В любом преступлении надо искать заказчиков".
Руководитель Приволжского (Казанского) регионального центра этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Фирдус Девбаш, в свою очередь, уверен: "эти поджоги абсолютно верно квалифицировали как террористические акты". На вопрос о том, какие силы могут стоять за этими людьми, аналитик пояснил: "могу лишь сказать, что это силы враждебные России". "Конкретно эти преступники — одиночки или часть цельной банды, могут сказать лишь силовики. Важно то, что эти поджоги — не случайные события, они проистекают из самой ситуации. Они следствие раскола некогда единого общества по религиозному признаку", - отметил он.
Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин считает, что "эти поджоги, в первую очередь, имели целью какое-то раскачивание ситуации в республике: если учесть недавнее заявление так называемого «эмира Татарстана», такая цель поставлена".
МВД пока не разглашает имена задержанных. Но по данным газеты «БИЗНЕС Online», их все-таки четверо, и все они жители Чистополя: Рафаэль Зарипов, Раис Шайдуллин, Марат Сабиров и Айрат Ситдиков.
Между тем, адвокат одного из задержанных, Зарипова, Радик Галимов говорит о пытках и не очень понятной ситуации вокруг своего клиента, который, не успев попасть к следователям, оказался в реанимации.
"Он был задержан еще 5 декабря, а на следующий день по постановлению суда заключен под стражу. Обвинение ему не предъявлено, он до сих пор находится в статусе подозреваемого. Судя по документам, его подозревают в причастности к террористическим актам", - рассказал адвокат. Однако на вопрос, в каких именно "актах" подозревают его подзащитного, Галимов ответил уклончиво. "Пока обвинение официально не предъявлено, я не могу сказать, какой будет фабула обвинения. Но если опираться на постановление суда, он подозревается в совершении преступлений, предусмотренных статьями 222 часть 2, 222 часть 3 и 205 часть 3 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» и «Террористический акт» —прим. ред.)".
"Речь идет о поджоге церквей?" – интересуется издание. "Да, вроде речь идет об этом..." – пояснил защитник.
"Впервые мне удалось его увидеть 8 декабря в ИВС Нижнекамского УВД. Находился он в тяжелом состоянии: ходить не мог, отнялись ноги. Сейчас он находится в реанимации Нижнекамской ЦРБ. Окончательный диагноз пока не говорят. С его слов, это последствия пыток, которые к нему применяли 7 декабря", - продолжил он.
Комментируя тот факт, что решение о заключении Зарипова под стражу принял Нижнекамский районный суд, хотя задержан тот был в Чистополе, адвокат пояснил: "уголовное дело было возбуждено 16 ноября отделом дознания Нижнекамского УВД — это по статье 222 части 2 и статье 222 части 3 по факту нахождения на территории Нижнекамского района взрывного устройства какого-то..."
Своего подзащитного юрист характеризует как человека вполне мирного: "работал, помогал отцу, занимался ремонтом холодильников. Работал в Чистопольском, Аксубаевском районах".
Факт участия в радикальных течениях ислама задержанный, со слов адвоката, отрицает.
Между тем, как сообщает ИА "Татар-информ", меценаты и прихожане татарстанских мечетей собрали средства, которые будут переданы на восстановление сожженных церквей республики. "Неравнодушные мусульмане поддержали совместное заявление муфтия Татарстана и митрополита Татарстана, осудивших эти акты агрессии, выразив решимость и впредь плечом к плечу стоять на страже мира и спокойствия на многонациональной земле республики. Собранные средства будут переданы православным верующим нашей республики", - сообщили в пресс-службе ДУМ РТ.
Мусульманам прежде всего нужно задуматься как помочь своим братьям, а не деньги собирать для строительства церкви, как-будто признавая что на самом деле это сделали мусульмане.