Политика

«Тысячи россиян могут столкнуться с угрозой осуждения по сомнительным обвинениям в причастности к терроризму»

В ходе встречи президента Российской Федерации Владимира Путина с правозащитниками Светлана Ганнушкина, член Совета Правозащитного центра «Мемориал», председатель Комитета «Гражданское содействие», планирует передать главе государства документ, касающийся недавно введенных в УК РФ статей 205.3 (прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности), 205.4 (организация террористического сообщества и участие в нем) и 205.5 (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации).

По мнению авторов обращения, Светланы Ганнушкиной и Виталия Пономарева, также являющегося членом Совета ПЦ «Мемориал», применение новых норм может привести к серьезным нарушениям прав граждан. Вследствие принятия поправок обвинения в подготовке совершения тяжких и особо тяжких преступлений террористического характера будут строиться на основе запрещающих судебных решений, вынесенных без исследования доказательств, предусмотренных уголовным правом.

«Кавполит» считает необходимым познакомить общественность с данным заявлением правозащитников.

Президенту Российской Федерации

г-ну Путину В.В.

О некоторых проблемах, связанных с вступлением в силу Федерального

Закона от 02.11.2013 №302-ФЗ

Уважаемый Владимир Владимирович!

14 ноября 2013 г. вступил в силу Федеральный Закон от 02.11.2013 №302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий, в частности, введение уголовной ответственности за организацию или участие в деятельности организации, признанной террористической в соответствие с законодательством РФ (ст.205-5 УК, до 20 лет лишения свободы), создание и участие в деятельности террористического сообщества (ст.205-4 УК, до 20 лет лишения свободы), прохождение обучения в целях террористической деятельности (ст.205-3 УК, до 10 лет лишения свободы).

Признавая необходимость и важность противодействия угрозе терроризма, считаем необходимым обратить Ваше внимание на ряд проблем, связанных с применением данных норм уголовного права, что может привести к серьезным нарушениям прав граждан.

1) С 2003 г. и по настоящее время процедура признания организации террористической осуществляется Верховным Судом РФ в закрытом порядке при участии представителей лишь заинтересованных ведомств. Решение выносится судом на основе представления Генеральной прокуратуры РФ, содержащего, как показывает практика, не конкретные данные о террористической деятельности данной организации, а лишь общие формулировки декларативного плана, многие из которых вызывают сомнение.

В ряде случаев признание организации террористической основывается судом на доводах, которые и с точки зрения российского законодательства, и даже просто здравого смысла не могут рассматриваться как достаточные для подобной оценки. При этом полностью отсутствуют возможности для представления на этих судебных слушаниях любых альтернативных точек зрения. Обжалование данных судебных решений практически невозможно: нам не известно ни одного случая, когда поданная жалоба была бы рассмотрена по существу.

Возникает абсолютно недопустимая с точки зрения прав человека ситуация, когда вина обвиняемого по уголовному делу фактически предопределена закрытым решением Верховного Суда РФ, в рассмотрении которого он или его законный представитель не принимали участия, а любые попытки обжалования данного решения отвергаются по различным формальным причинам — истечением срока давности для подачи жалобы или в связи с тем, что заявитель не является надлежащей стороной по делу.

Такой подход серьезно ограничивает право на справедливое судебное разбирательство, гарантированное Европейской конвенцией о защите прав и основных 1свобод, и вызывает очевидные ассоциации с «правосудием» особых троек НКВД сталинских времен.

В связи со вступлением в силу ФЗ №302-ФЗ от 02.11.2013 эта проблема станет особенно острой, так как данный Федеральный Закон относит участие в организации, запрещенной как террористическая, к категорию тяжких и особо тяжких преступлений (ранее те же действия оценивались как преступления небольшой тяжести).

В связи с создавшейся ситуацией следует в ближайшее время предпринять шаги по пересмотру списка организаций, признанных террористическими решениями Верховного Суда РФ. Некоторые из них, безусловно, останутся в этом списке, другие могут быть переквалифицированы в «экстремистские» или вообще исключены из числа запрещенных.

В дальнейшем необходимо предусмотреть гарантии того, чтобы решения о признании тех или иных организаций террористическими принималось на основе детального изучения их идеологии и практики с привлечением специалистов в области ислама, востоковедения и т.д., была обеспечена реальная возможность для обжалования принимаемых судебных решений.

2) В контексте новых норм уголовного права, введенных в действие Федеральным Законом №302-ФЗ от 02.11.2013, считаем важным обратить Ваше внимание на практику и правовое обоснование доказательства наличия террористических целей в деятельности обвиняемых по уголовным делам.

Недавний судебный процесс в Челябинске, где несколько сторонников запрещенной исламской организации «Хизб ут-Тахрир» были осуждены за «подготовку насильственного свержения конституционного строя или насильственного захвата власти в РФ» (ст.278 УК), показал, что обвинение в подготовке этого особо тяжкого преступления основывается, главным образом, на сомнительном экспертном анализе изъятой переводной литературы, большая часть которой была написана еще в период существования СССР. В этих изданиях, по мнению экспертов, имеются «скрытые смыслы, непосредственно и опосредованно побуждающих читателя к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации».

Суд также ссылается на решение Верховного Суда РФ от 2003 г. о запрете данной организации как террористической. В рамках норм нынешней редакции Уголовного Кодекса РФ обвинение по ст.278 автоматически дополняется еще одной тяжкой статьей – содействие терроризму (ст.205-1 УК). При этом суд признал, что обвиняемые не планировали и не призывали к каким-либо конкретным действиям насильственного характера.

Аналогичные формулировки используются для доказательства наличия террористических умыслов или подготовки свержения конституционного строя и в других уголовных делах, некоторые из которых находятся на стадии расследования.

В связи с этим вызывает озабоченность, что подобные методы доказательства «террористического умысла» будут использованы и в рамках обвинений по ст.205-3 и 205-4 УК, введенных в УК Федеральным Законом №302-ФЗ от 02.11.2013.

Мы считаем абсолютно недопустимым, чтобы обвинение в подготовке совершения тяжких и особо тяжких преступлений террористического характера строилось на основе предположений экспертов о наличии в рассматриваемых текстах «скрытых смыслов», «опосредованно побуждающих» к чему-то, а также на основе запрещающих судебных решений, вынесенных без исследования доказательств, предусмотренных уголовным правом.

Для обсуждения практических шагов, необходимых в сфере законодательства и правоприменительной практики по соответствующим статьям УК РФ с целью обеспечения гарантий прав граждан, в частности права на справедливое судебное разбирательство, считаем необходимым проведение круглого стола с участием представителей Администрации Президента РФ, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, других заинтересованных ведомств, а также представителей правозащитных организаций, юристов, практикующих адвокатов и представителей религиозных сообществ.

Хотим подчеркнуть, что ситуация в данной сфере вызывает у нас глубокую тревогу. Если не предпринять необходимых шагов, тысячи россиян, не имеющих никакого прямого или косвенного отношения к подготовке или осуществлению террористических актов, пропаганде терроризма, могут столкнуться с угрозой осуждения на длительные сроки лишения свободы по сомнительным обвинениям в причастности к терроризму, что приведет к росту напряженности в стране, усилению позиций радикальных групп и осложнению межконфессиональных отношений.

Хочется верить, что Вы поймете причины нашей озабоченности и необходимые шаги по организации диалога будут предприняты.

С уважением, Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие», член Совета Правозащитного Центра «Мемориал»

Виталий Пономарев, член Совета и руководитель программы Правозащитного

Центра «Мемориал» 

Комментарии 0