События

Гуантанамо — фабрика големов

Гуантанамо — фабрика големов

Общеизвестно, что американская военная тюрьма на базе в Гуантанамо имеет репутацию одного из самых страшных узилищ на планете. И, можно добавить, одного из самых странных.

В самом деле, эти застенки, где американцы содержат подозреваемых в терроризме в поистине ужасающих условиях, настолько унизительных и бесчеловечных, что даже трудно себе представить, обходится США чересчур дорого. Причем не столько в финансовом плане, сколько в моральном. Гуантанамо (ну, еще, конечно и Диего-Гарсия и Абу-Грейб). После того, как мировая общественность узнала о том, в каких условиях там прибывают узники, и каким пыткам там подвергаются, и, что самое главное, все это не «эксцесс исполнителей», а следование инструкциям и указаниям, полученным с самого верха, США стало крайне сложно выдавать себя за эталон соблюдения прав человека и демократии.

Ситуация усугубляется еще и тем, что это узилище Вашингтон фактически вывел за пределы правовой системы. На находящихся за решетками Гуантанамо не распространяются никакие правовые нормы. Достаточно объявить человека «боевиком» и его можно содержать сколь угодно долго, даже без предъявления обвинения. И все эти жуткие подробности стали достоянием мировой общественности.

Логичен вопрос: а ради чего, собственно говоря, американцы наносят такой колоссальный ущерб собственному имиджу, и несут более чем значительные финансовые издержки? Ради борьбы с терроризмом? Но эффективность Гуантанамо в этом смысле в высшей степени сомнительна. Людей обвиняют в терроризме, доставляют в это скорбное место, подвергают всевозможным унижениям и издевательствам, причиняют невыносимые страдания, а затем… освобождают их. Да, да, узников Гуантанамо, которых американцы согласно их «законам» могут содержать бессрочно, освобождают. И еще сокрушаются, что абсолютное большинство бывших заключенных Гуантанамо оказываются в структурах «Аль-Каиды». В чем дело?

Отметим, что большая часть контингента этой тюрьмы была захвачена в зоне боевых действий, и, говоря на чистоту, американцы их вполне могли бы и «не брать в плен». То есть получить от них в сжатые сроки всю интересующую информацию, а затем их ликвидировать (как, собственно, говоря, американские спецслужбы и поступали со многими взятыми в плен бойцами сопротивления). Это и проще, и дешевле, меньше шансов на разоблачение, и исключает рецидивы. Как мы видим, правовой и гуманитарной стороной американские заплечных дел мастера не сильно «заморачиваются».

Но тем не менее, не все попавшие в плен боевики, оказываются в оросительных каналах под Басрой с камнем на шее, или выброшенные из вертолета в ущелья Гиндукуша. Кто-то попадает и в Гуантанамо, а через некоторое время — на свободу.

Пролить свет на причины этой странности решило Associated Press, опубликовавшее расследование, согласно которому Центральное разведывательное управление США осуществляло вербовку заключённых тюрьмы Гуантанамо в двойных агентов. Затем бывшие узники переправлялись на родину и начинали работать в интересах американских спецслужб.

Как рассказал источник AP, взамен работы двойным агентом ЦРУ обещало заключённым свободу, безопасность для их близких и миллионы долларов с секретных счетов разведуправления.

От себя добавим, что это были предложения от которых нельзя отказаться — поскольку альтернатива — бессрочное содержание в нечеловеческих условиях и медленная (или не очень медленная) смерть от пыток и издевательств.

Разумеется, чтобы держать нового агента на крючке, в распоряжении ЦРУ оставался некий компромат на нового агента: например видеозапись его изнасилования, или его отречения от Ислама, или его участие в пытках и казнях своих единоверцев.

Для американской общественности эта программа оставалась одним из многочисленных секретов правительства. В то же время само правительство оправдывалось тем, что оно не выпускает опасных преступников на свободу, а предлагает им работать на ЦРУ, пишет Associated Press.

Изъявившие желание работать на США направляются в специальный тренировочный центр, неподалёку от административных зданий тюрьмы Гуантанамо на Кубе, где их обучают технике террора и деверсий, способам сбора и передаче информации, приемам вербовки и ведения психологической войны. После обучения исламистов освобождали, и отправляли или на родину, или туда, куда это нужно ЦРУ — например в Ливию, или в Сирию.

Напомним, что несколько освобожденных исламистов были направлены в Грузию, где по некоторым данным, они занялись подготовкой террористов для действий на территории Юга России.

Напомним также судьбу граждан России, выпущенных из Гуантанамо, и вернувшихся домой. Руслан Одижев был убит в Нальчике в июне 2007 года, при оказании вооруженного сопротивления силам правопорядка.

Равиль Гумаров был арестован в Москве в 2006 году за организацию взрыва газовой трубы в Бугульме и осужден к 13 годам лишения свободы.

Его соучастник, житель Бугульмы Тимур Ишмуратов был арестован в январе 2006 года при попытке пересечения границы РФ с Украиной в районе Брянской и Сумской областей. Приговорен к 11 годам заключения.

Балкарец Расул Кудаев в октябре 2005 года был арестован сразу после атаки на федеральные структуры в Нальчике, в организации и проведении которого он принимал деятельное участие.

Следует также отметить, что статус бывших узников Гуантанамо обеспечивает весьма серьезный авторитет среди ваххабитов, и возможность быстрой «карьеры». Многие из них быстро заняли ведущие посты в террористических организациях, обеспечивая их функционирование в интересах США. Что прекрасно видно, по Ираку, Ливии и Сирии.

Вот только вопрос: не выйдет ли террористический «Голем» из повиновения своему создателю?

Автор: Ислам Албаков, ИА "РосИнфоНет"
подписаться на канал
Комментарии 0