Силовики после взрыва в Волгограде предельно жестко взялись за женские «джамааты»
Три жительницы Дагестана, которые были доставлены в Волгоград в рамках расследования дела о теракте в автобусе, освобождены. Об Этом сообщила представитель общественной организации "Правозащита" Айша Селимханова. Неясным остается одно: во время обысков в доме двух махачкалинок и одной жительницы Буйнакска были найдены боеприпасы, которые и послужили основанием для ареста. Родители девушек от комментариев по этому поводу воздерживаются, в принципе, как и правоохранительные органы.
21 октября в Красноармейском районе Волгограда совершила самоподрыв смертница из Дагестана Наида Асиялова. В результате взрыва погибло 7 человек, пострадали 55 человек, многие из которых до сих пор остаются в больницах. По подозрению причастности к взрыву объявлен в розыск гражданский муж Асияловой - 21-летний москвич Дмитрий Соколов. По версии следствия, теракт планировался Асияловой вместе с Соколовым и еще двумя уроженцами Дагестана Русланом Казанбиевым и Курбаном Омаровым, которые также находятся в розыске. Следствие не исключает, что взрыв в Волгограде мог произойти в результате неосторожного обращения со взрывным устройством. Следствие по делу продолжается.
Пресса много писала о мотивах, побудивших дагестанку совершить самоподрыв, делались смелые предположения о том, добровольно ли Асиялова покинула этот мир, вспоминая ее паспорт, мобильный телефон, которые обычно не берут «на дело» смертницы.
Как известно, по делу о теракте в Волгограде были и другие задержанные, однако до обвинений дело так и не дошло: арестованные в Дагестане подозреваемые в соучастии в теракте перешли в ранг свидетелей.
Женский след
30 октября в Махачкале сотрудниками волгоградской полиции и следственных органов были проведены ряд задержаний. Родственники задержанных двух жительниц Махачкалы Алесии Бабаевой, Маржанат Абдуллаевой и жительницы Буйнакска Зарият Батырханой рассказывают похожие истории о том, как в их доме был проведен обыск, в ходе которого было подброшено оружие. Родственники задержанных считают, что причиной подозрений со стороны правоохранительных органов является их знакомство с Наидой Асияловой, взорвавшейся в Волгограде, а также тот факт, что все девушки исповедуют салафитское течение в исламе.
Обыски и задержания по делу о теракте прошли поочередно 30 октября в Махачкале и Буйнакске. Как рассказала мать одной из задержанных девушек Алеси Бабаевой – Лариса Бабаева в их дом в Махачкале силовики ворвались около 7 часов утра.
Дома в момент обыска находилась сама Лариса Бабаева, ее 32-хлетняя дочь Алесия и ее трехлетний сын.
«В квартиру вошла толпа мужчин-сотрудников силовых структур в масках, без масок, одни были одеты в камуфляжную форму, а некоторые в гражданскую. Они предъявили постановление Волгоградского суда о проведении обыска в моей квартире. Я у них спросила, причем тут Волгоград и мы? Я была без очков и постановление не прочитала. В квартире, приблизительно, находилось около десяти сотрудников силовых структур, а сколько их было на лестничной площадке, я не знаю», - рассказала Лариса Бабаева.
По ее словам, у нее на глазах два сотрудника в масках зашли в спальню ее дочери и поставили на комод гранату. Моя дочь, Алесия, стала кричать: «Мама посмотри, гранату подкинули». Она была очень возмущена. Затем они позвали понятых, которые пришли вместе с ними. Один из сотрудников обратился к нам и попросил нас сдать все наши телефоны, симки, флешки. Все, что есть дома, мы отдали ему, кроме одного нового телефона, по которому дочка общалась с мужем.
Сотрудник в маске обратился к дочери, чтобы она отдала телефон, в котором содержалась переписка с мужем и личные фотографии, без хиджаба. Когда все наши телефоны были у сотрудников, они их положили на пол, вытащили из них батарейки, поставили рядом гранату, которая была на комоде, вытащили и убрали запал, а граната осталась», - сообщила Лариса Бабаева.
Потом начался обыск в комнате Алесии Бабаевой уже в присутствии их понятых. Девушку попросили дать несколько волос с головы вместе с шарфом для генетической экспертизы. К 11 часам утра обыск завершился.
Женщина сообщила, что сразу после обыска сотрудники сказали ее дочери, что она задерживается. Мать напросилась поехать с дочерью в отдел полиции.
-Нас повезли в ЦПЭ. Когда мы туда приехали, я увидела там еще двух девушек-мусульманок в хиджабах, я их смогу опознать. Меня вежливо усадили в коридоре на стул, а дочь завели в кабинет к следователю. Я там просидела до трех часов дня. Свою дочь я больше не видела, была с внуком. Мне велели отвезти ребенка домой и приехать к следователю на допрос.
Я вернулась, отдав ребенка другой дочери, но больше я Алесию так и не увидела. 31 октября 2013 года, когда я снова пошла в ЦПЭ, меня принял следователь по особо важным делам и сообщил, что дочка арестована и отправлена в Волгоград самолетом. И ей предъявлено обвинение, связанное с тем, что нашли при обыске, то есть с гранатой и еще неизвестно с чем. Я задала вопрос: «Почему в Волгоград?» Следователь мне ответил, что там взорвалась Наида, и что мы ее знали.
Лариса Бабаева сказала, что не скрывает своего знакомства с Наидой Асияловой. Лариса и Алесия Бабаевы работали в кафе на улице Котрова в Махачкале, где заказывала еду Асиялова.
«На самом деле Наида была очень больна. Когда я работала в кафе на улице Котрова, она делала у нас заказы на еду, но причем не могла съесть даже четвертинку порции. это было более полугода назад, и я ее с тех пор не видела», - пояснила Лариса.
Список Асияловой…
В тот же день 30 октября в Махачкале прошел еще один обыск. На этот раз на проспекте Насрудинова у 23-х летней Маржанат Абдулаевой. О ее задержании рассказал отец арестованной девушки Абдулаев Газимагомед. Маржанат замужем, у нее есть ребенок – 9-ти месячная дочь, и она, как оказалось, была знакома с Наидой Асияловой.
- 30 октября в 5 утра мне позвонила родственница Тамара, у которой в тот день ночевала моя дочь. Перепуганным голосом она сообщила мне, что пришли сотрудники правоохранительных органов, - рассказал Абдулаев.
По его словам, позже его родственница сообщила о том, что Маржанат задержали.
- Куда ее увезли, Тамара не знала. Позже мне стало известно, что мою дочь вывезли в Волгоград, по подозрению в соучастии в теракте, произошедшем в Волгограде, - сообщил мужчина. Он уверен, что его дочь не может быть причастна к данному преступлению, а ее знакомство с Наидой Асияловой связано с поисками жилья в Махачкале.
«Она была знакома с Наидой и как-то написала сообщение в интернете о том, что ищет квартиру. Наида, увидев объявление, предложила ей квартиру для съема», - сообщил Газимагомед Абдулаев.
24-х летняя Батырханова Зарият стала еще одной задержанной 30 октября по данному делу, но задержание на этот раз происходило в дагестанском городе Буйнакск в микрорайоне «Дружба».
Мать задержанной девушки поделилась тем, как все происходило.
- В 7 утра мне позвонили. Это была моя дочь Зарият. Она сказала следующее: «Мама, ко мне пришли сотрудники полиции , меня забирают, мне подкинули на кухню какой-то сверток, не знаю, что там». А затем я слышу в трубку, как кто-то потребовал забрать у моей дочери телефон. И связь оборвалась. Позже она мне позвонила с незнакомого номера и сообщила, что находится на перевале, ее везут в Махачкалу в ЦПЭ, - сообщила Батырханова.
По ее словам, в тот день она выехала в Махачкалу, но так и не смогла установить, где находилась ее дочь. Ажа Батырханова не прокомментировала информацию о знакомстве своей дочери с Асияловой.
Молчание сохраняли как в дагестанском МВД, ссылаясь на то, что в Махачкале 30-31 октября вводился режим КТО и это уже компетенция НАК, так и полиция Волгограда, куда, как выяснилось, 31 октября были доставлены девушки.
Из подозреваемых - в свидетели
После произошедшего, близкие задержанных обратились за помощью к правозащитникам с просьбой оказать содействие в поисках задержанных. По словам представителя «Правозащиты» Айши Селимхановой, два дня о местонахождении девушек было минимум информации, а затем выяснилось, что они действительно задержаны по подозрению в соучастии в теракте и находятся в Волгограде.
7 ноября стало известно, что Маржанат Абдулаеву, Алесию Бабаеву и Зарият Батырханову отпустили на свободу. Никаких уточняющих подробностей Селимханова не сообщила.
ИА «Кавказский узел» цитирует слова адвоката из Волгоградской области Натальи Синявской, которая сообщила, что все три девушки были доставлены в Волгоград для допроса по делу о взрыве 21 октября. Однако, позже все подозрения в участии в террористическом акте были сняты.
«По данному делу они проходят уже в качестве свидетелей», - сообщила Синявская. Адвокат не смогла также пояснить, сняты ли с девушек подозрения в незаконном хранении оружия, которое фигурировало в деле.
«Насколько мне известно, девушек просто вывезли на территорию Дагестана, где они проходят по другому делу. Их передали следственным органам Дагестана, так как, помимо снятых подозрений с задержанных, есть еще и найденные при обыске гранаты», - заключила адвокат.
Следственные органы Дагестана также сохраняют молчание по поводу незаконных предметов, найденных при обыске в квартирах Маржанат Абдулаевой, Алесии Бабаевой и Зарият Батырхановой, не подтверждая и не опровергая попавшую в прессу информацию о том, что они были подброшены …